ЗИЛ Синяя птица — детище КБ ЗИЛ. Всепогодная плавающая амфибия, способная перемещаться по любой местности в любое время суток в любом климате. Из того самого всемирно известного КБ ЗИЛ, где работал легендарный Виталий Андреевич Грачев. Под его руководством были впервые в СССР созданы полноприводные автомобили собственного производства. Еще до начала Второй Мировой войны.
Были конечно, еще ученые и инженеры НАМИ. А также конкуренты с ГАЗа. Но Виталий Андреевич Грачев и воспитанный им коллектив всегда отличались неповторимыми новаторством и оригинальностью. То что они создавали — не было похоже ни на что иное в мире.
Их за это часто критиковали. Зачем вы создаете то, что ни у кого нет. Тратите народные средства и ресурсы страны. А время и практика доказывали все время одно и то же. Свои изделия, созданные на опережение времени вызывают обратный эффект. Уже с них начинает копировать весь остальной мир.
Наше сегодня
Сегодня завод ЗИЛ, КБ Зил, его коллектив и производственные площади перестали существовать. На их месте теперь жилой микрорайон Москвы. Завод отслужил стране верой и правдой 100 лет. После чего был окончательно закрыт. Правда, его соседа, завод Москвич, поначалу постигла та же участь. Но затем там появился завод Рено. Оставшийся единственный цех от завода ЗИЛ штамповал им кузовные детали. А сейчас на Москвиче с конца 2022 года стали производить перелицованные китайские авто под новым брендом МОСКВИЧ.
От самого завод ЗИЛ остался его музей. Который находится слева от центрального входа в парк Сокольники. Где представлены его легендарные автомобили (включая легковые), вся история предприятия и кабинет. В котором работал сам легендарный Виталий Андреевич Грачев. А также есть плакаты его творений — его уникальных автомобилей
Наследие ЗИЛ
ЗИЛ как таковой не умер, его дети продолжают радовать нас (ЛИАЗ, УАЗ, УРАЛ и даже FAW — копия завода ЗИЛ в Китае). А самый младший сын ЗИЛа — КАМАЗ, забрал к себе его последнюю модель ЗИЛ 170 (КАМАЗ 5320 и все его модификации). И производит до сих пор. Продолжая развивать дизельную тематику ЗИЛа (мотор ЯМЗ 740 — КАМАЗ 740). А также полноприводные версии ЗИЛ 170 (КАМАЗ 4310).
КБ ЗИЛ, которое возглавлял Виталий Андреевич Грачев тоже не пропало. Оно переехало в г Брянск. Где сейчас создают многоосные внедорожные и весьма грузоподъемные шасси БАЗ. Как и было с самого начала, это конкуренты завода спецмашин МАЗа — МЗКТ.
Замечательно, что в России удалось сохранить данную школу конструкторов и их бесценную работу. Результат которой — возможность ежедневно выполнять задачи на огромной территории России. Большая часть которой — вечная мерзлота! Непроходимая для обычной техники.
И колеса Грачева показали свое равенство с традиционными всепролазными гусеницами. Сегодня мы расскажем про ЗИЛ Синяя птица.
Апогей совершенства
Изначальной версией данного автомобиля в начале далеких 1960-х гг был ЗИЛ 132. Который должен был пойти на конвейер вместо известного нам ЗИ 131.
Но экономисты грамотно посчитали, все взвесили, сравнили и убедительно показали. Что для народного хозяйства использовать ЗИЛ 132 довольно расточительно. Поскольку на нем изначально устанавливались два мотора ЗИЛ 130 по 150 л с каждый (а до этого еще менее мощные на 136 л с). При расходе топлива по 50 л каждый вне дорог. Итого получался расход как у гусеничных вездеходов. Позже будут ставить один мотор от УРАЛ 375 (бензиновый мотор ЗИЛ 375 на 180 л с).
Хотя автомобиль имел весьма внушительные преимущества в сравнении с ЗИЛ 131 и УРАЛ 375! К примеру, очень быстро ездил по любым дорогам, на крейсерских скоростях по ямам и колдобинам порядка 40 — 60 км/ч. В то время как гусеницы не позволяли это делать на скорости свыше 10-12 км/ч. А ЗИЛ 131 и УРАЛ 375 — до 40 км/ч.
Была — не была
Всё таки производство ЗИЛ 131 тогда было более оправдано. Опять же унифицировано с массовым ЗИЛ 130. Кабина, рама, один мотор, КПП, тормозная система и прочие узлы. Что позволяло количественно для огромной страны и ее стран-друзей выпустить сотни тысяч недорогих ЗИЛ 131. Что и было сделано.
Затем на базе ЗИЛ 132 много чего дорабатывали. Оставили один мотор помощнее, снизили стоимость изготовления. Но в серию он так и не пошел.
К слову сказать, лишь в 1990-е, когда все запреты на производство малых партий авто были сняты и появился более экономичный дизельный мотор ЗИЛ 645. Авто произвели малой партией с капотной кабиной от ЗИЛ 4331 в количестве всего около 50 шт на том же Брянском заводе. Это был ЗИЛ 4972. О нем подробнее см на видео ниже.
На пользу экономике страны
Проходимости этой машины нет равных среди колесных аналогов. Но по цене вышло довольно дорого за каждую единицу. Сыграли свою роль экономически не лучшие 1990-е гг. Было мало заказчиков. Позднее осознание важности и необходимости. Начало развала промышленности и школы инженеров в целом. Расходовал этот ЗИЛ от 30 л по шоссе до 100 л по бездорожью со своим дизелем ЗИЛ 645. Сейчас их осталось в ходовом состоянии около 10 шт в частных руках. О них есть обзоры на Ютубе.
К слову сказать, ничего лучше с тех пор не создали. На том же КАМАЗе стали делать еще более упрощенные версии. Не считая новых КАМАЗ «Арктика». Но до серии они пока не дошли. К ним тоже присматриваются с точки зрения цены.
Единственный ЗИЛ КБ Грачева, который пошел в крупную серию и используется до сих пор в конфликте на той же Украине. Это был 4-х осный ЗИЛ 135 ракетовоз. С системой залпового огня Ураган на борту. Кто смотрит новости по ТВ, обращал внимание как быстро он бегает по грунтовым и разбитым дорогам любого типа. У него два бензиновых мотора ЗИЛ 375 по 180 л с каждый.
Как появилась Синяя птица
Это было весьма неожиданно. Космической отрасли СССР понадобились авто амфибии. Способные спасать приземлившихся космонавтов в любую погоду и на любой местности.
Как таковые авто амфибии или плавающие лодки на колесах создавались в тех же США во Вторую Мировую войну фирмой Форд. Потом фирмой ГАЗ после войны. С одной из таких сделают нормальное шасси ЗИЛ 157.
Был ЗИС 151, созданный с оглядкой студебеккера. Но неудачный. Двускатная ошиновка сзади мешала проходимости. Именно с первой амфибии-лодки ЗИЛ скопировали шасси на легендарный ЗИЛ 157. После того, как конструкторы на выходных на рыбалку прокатились на этой амфибии. И поняли — вот то, чего не хватает ЗИЛ 157.
В итоге ЗИЛ 157 производили аж до 1994 года на серийном заводе ЗИЛ в Новоуральске, рядом с Челябинском и заводом УРАЛ. Мало кто с ним мог сравниться по проходимости в лесу и на болотах. На обычной местности использовали параллельно там производившийся, плюс в Москве до 2013 года, ЗИЛ 131.
Космическая отрасль обратилась к КБ ЗИЛ и Виталий Андреевич Грачев, до их переезда на БАЗ в Брянск, взялся за дело. Как вы помните выше, у них уже был опыт с ЗИЛ 132 и ЗИЛ 135. Ни что не рождается на пустом месте. К новым легендам идут годами пошагово, набирая опыт, ошибки, и делая работу над ошибками.
Все новое — хорошо забытое старое
В итоге скрестили наработки ЗИЛ 132. Большие колеса с регулируемым давлением на грунт, торсионную подвеску и с дисковыми тормозами. Мотор ЗИЛ 130 и УРАЛ 375 + дизели ЗИЛ 645. КПП ЗИЛ 170 (для будущего КАМАЗА) с делителем передач. Плюс главное новшество — кузов плавающей амфибии. Но на этот раз легкий и прочный стеклопластиковый.
Получился ЗИЛ Синяя птица. Автомобили окрасили в голубой цвет, который заметен с дальнего расстояния. Откуда и пошло прозвище.
Машина получилась многофункциональная. Способная плавать, лазить по болоту на днище. Ездить с высокой скоростью по любым типам и видам дорог. Если нужно — валить деревья, пробираясь сквозь дебри для быстрой эвакуации космонавтов.
Как говорится, время не ждет. Они могут замерзнуть, остаться без продуктов, испытывать опасность от затопления или присутствия диких зверей. Или прочих опасностей.
Ранее космонавтов спасали вертолеты. Но осадки мешали их работе. Бывали случаи, когда космонавтов удавалось лишь обнаружить или вытащить из воды на тросе. Но топлива уже не хватало, чтобы взлететь или вернуться обратно на базу.
Поэтому все время стоял вопрос — что нужна наземная служба, полностью всепогодная для решения полного спектра задач. Несмотря на наличие радиомаяков и телеметрии с приземлявшихся бортов. Систем слежения и прочих помощников. Вертолеты все равно не могли решить часть очень важных задач.
Тонкости
Поэтому получился целый спасательный комплекс ЗИЛ Синяя птица.
- Автомобиль с краном — для вытаскивания чего угодно откуда угодно. Плюс для погрузки на шасси.
- Перевозчик капсулы приземлившихся космонавтов.
- Автомобиль с кабиной для космонавтов (с носилками, кондиционером, приготовлением пищи, оказанием мед услуг, местом для сна).
- Автомобиль перевозчик ЗИЛа 2906 шнекороторохода. Еще одного детища КБ Грачева. Способного пролазить где угодно. Проходимость феноменальная. Стояли также 2 двигателя, но от ВАЗ «НИВА» на 77 л с каждый. См фото ниже.
Расход всех авто ЗИЛ Синяя птица составлял в среднем порядка 65 л на 100 км пути. Стоял уже один двигатель. Либо базовый ЗИЛ 130 на 150 л с. Или ЗИЛ 375 на 180 л с (который был создан в КБ ЗИЛ для бензинового УРАЛ 375). Либо уже серийный ЗИЛ 645 дизельный атмосферный на 180 л с (способный быть многотопливным, с турбиной и форсироваться до 300 л с).
Расход ЗИЛ Синяя птица случался и больше. 64 л он потреблял в смешанном режиме. На трассе, по ровной дороге мог опускаться до 40 л на 100 км пути. А чем хуже бездорожье — тем больше вырастал расход. Правда, не превышая в самых критических режимах 100 л на 100 км пути.
Технические характеристики
- Мощность двигателя, л с — 136 или 150 или 180.
- Трансмиссия — 10-ступенчатая (КПП на 5 передач с делителем).
- Подвеска — независимая, торсионная.
- Тормоза — дисковые (на всех колесах).
- Кузов — прочный стеклопластик.
- Дополнительное снаряжение — радионавигационные приборы, средства спасения.
- Полная масса, т — 9,6…11,8.
- Скорость движения, км/ч:
- по шоссе — 75…80,
- на плаву — 8…9…10,
- минимальная устойчивая — 0,9.
- Габариты, мм:
- длина — 9250,
- ширина — 2480,
- высота — 2944.
- Средний расход топлива — 65 л/100 км.
Всего машин было выпущено 26 штук: 14 из которых в пассажирской версии, 12 в грузовой модификации. Его образцы можно увидеть в музее завода ЗИЛ в парке Сокольники в Москве. И в подмосковном государственном историческом музее уникальной техники в деревне Черноголовка. Так буквально целое большое собрание всех разработок грузовиков завода и КБ ЗИЛ.
Выпускался ЗИЛ Синяя птица с 1980 года по ноябрь 1991 года.
Недосказанное будущее
Задачи, которые он выполнял и продолжает выполнять — полностью оправдывают расходы на его создание и содержание. Нет ничего дороже — чем спасение человеческих жизней. В пилотируемой космонавтике безопасность человека — самая главная задача. Таким образом, отрабатывается готовность человека к освоению новых планет.
Когда-то люди в эпоху Великих географических открытий осваивали новые материки. А теперь стоит речь об освоении Луны и планет Солнечной системы. Необходимые для этого технологии уже есть. В частности, появились новые типы ракет, связи, автоматизации. И самое главное — роботы для построения городов, до прибытия туда людей.
Эпилог
ЗИЛ Синяя птица — яркий вклад в развитие этого нового будущего. Будем надеяться, что его наработки со временем удешевят и внедрят в массовое производство. Наряду с обычными и уже привычными нам детьми ЗИЛа: КАМАЗ 4310 и УРАЛ 4320. См об этом видео ниже. Все новое — хорошо забытое старое.
Всем удачи по жизни и на дорогах!