ЗИЛ 130 — легендарный автомобиль Московского автомобильного завода имени академика Лихачева. Их произвели около 3,5 млн штук! В них был заложен тройной ресурс. В СССР думали о долговечности автомобилей, рыночные правила с закладкой одного ресурса, как сейчас, даже не брались для рассмотрения. При проектировании любого автомобиля. ЗИЛ 130 фото во множестве представлены по тексту статьи.
Для сравнения ГАЗ 66 был произведен в количестве чуть менее 1 млн штук. Кто обращал внимание — тех же ГАЗ 66 довольно много колесит по нашим дорогам и бездорожью.
Просто огромное количество видео на Ютубе снимается про их ежедневные будни и подвиги. Как в коммерческом пользовании, так и для выездов на природу.
Подробнее о заводе ЗИЛ и истинных причинах его исчезновения см здесь: https://geelyemgrand.ru/zil-istoriya-zavoda-i-ego-ischeznoveniya/.
- Казалось бы, в чем причина такой популярности в наши дни?
Краткий обзор ЗИЛ 130
Давайте для понимания кратко посмотрим на характеристики данной машины. Автомобиль пошел в производство в далеком 1964 году.
ЗИЛ 130 пришел на смену морально устаревшему ЗИЛ 164 (см рисунок ниже). Получил новую широкую кабину на 3 места. Впервые в СССР панорамное ветровое стекло с великолепным обзором.
Также ЗИЛ 130 получил единую приборную панель, как в легковых автомобилях с удобно читаемыми показаниями приборов.
А дальше ещё интереснее: впервые гидроусилитель руля и синхронизаторы на всех пяти передачах как переднего, так и заднего хода!
В классических Жигулях задняя передача до самого конца выпуска была без синхронизаторов. Отчего включалась не сразу, надо было ждать остановки валов в КПП.
Еще варианты
А на ГАЗ 53 до самого конца выпуска было 4 передачи вперед и одна назад. И синхронизаторы только на 2, 3, 4. Гидроусилителя руля там никогда не было. Только на ГАЗ 66. А приборка — россыпь отдельных приборов.
В итоге на ГАЗ постоянно приходилось дважды выжимать сцепление: для выключения и включения передачи. При элементарном переключении, скажем с 1 на 2-ю. По крайней мере на той же переходной модели ГАЗ 52 — на всех передачах был двойной выжим.
Преимущества ЗИЛ 130
В итоге ЗИЛ идеально себя чувствовал в пробках, в городе. Мог спокойно плестись на любой передаче. Даже на первой, которая была предназначена только для трогания полностью груженой машины с места.
В принципе всегда можно было сразу трогаться со второй передачи.
Молодой дизайнер Эрик Сабо великолепно поработал над внешностью автомобиля. Получился запоминающийся внешний и внутренний вид.
Управление простейшее. Тормоза пневматические, никогда не подведут. Любая утечка (свищ) слышна на слух. Кроме того, давление на шкале приборов подскажет насколько сильна утечка. В переднем или заднем контуре. Если утечка слишком большая — тормоза самоблокируются и автомобиль просто дальше не поедет. Хорошая защита от дурака. Этим же компрессором можно подкачать любое колесо, для этого с собой возился отдельный шланг.
В кабине всегда тепло. При необходимости устанавливается второй радиатор печки в кабине. Что увеличивает количество тепла в салоне. Был и северный вариант автомобиля с двойными стеклами и подогревателем двигателя.
Первый бескапотный вариант
Боковые форточки создают отличную вентиляцию на ходу при любой жаре. Встречный поток воздуха ими направляется в кабину. При современном уровне развития агрегатов без проблем можно установить кондиционер. Штатно они никогда не ставились. Хотя на этот же форсированный вариант мотора ставили кондиционеры на правительственные легковые версии ЗИЛ. Можно проще: генератор помощнее от КАМАЗа на 24В и кондиционер чисто от электропитания, монтируется в любое свободное место, а патрубок с холодным воздухом заводится в штатную печку.
ЗИС 110 полный привод ближе и ЗИС 101 дальше времен Сталина.
Сердце автомобиля
Собственно мотор ЗИЛ 130 достался от правительственных вариантов ЗИЛ 114 и ЗИЛ 117. Только в дефорсированном варианте под 72 или 76 бензин. Вот так! К вопросу о том, что подобные роскошные авто являются рассадниками наработок будущего. У них также совпадают многие элементы приборной панели и органов управления.
Сейчас ЗИЛ 130 заправляют 80-ым бензином. В те времена литр бензина в прямом смысле слова стоил копейки. Каких-то 30 плюс-минус копеек за литр. Никто его в нефтедобывающей стране не считал. Расход у ЗИЛ 130 немалый, порядка 30-45 л на 100 км пробега в зависимости от его чухой массы, скорости и веса груза. Наиболее экономичная скорость хода по шоссе 60-80 км/ч. Тахометр не ставился, нагрузка двигателя определялась на слух.
Если слишком шумно — сбавь скорость, смени передачу (в гору пониже, по прямой и с горы повыше). На ходу пользовались с 2 по 4-ю. 1-я только для трогания сильно груженого с места и по грязи. 1-я и задняя были на одной прямой у рычага КПП — что весьма практично для раскачки машины при выезде из грязи. Единственное чего всегда не хватало — блокировки заднего моста не было. Из-за чего в грязи одна из сторон буксовала. Не так был важен полный привод, это лишний расход топлива, как блокировка именно заднего моста. Ее стали ставить много позже уже в эпоху рыночной экономики под спрос покупателей в 1990-ые годы. Но ограниченно.
Расход бензина ЗИЛ 130
Аппетит у машины, как и всех бензиновых грузовиков мира того периода был приличный — порядка 35 литров на сотню пробега. В зависимости от условий дороги и загрузки автомобиля.
Средняя скорость была порядка 70 км/ч. Мотор при этом массово до 90% случаев ставился бензиновый 4-х тактный, 8-ми цилиндровый, V-образный 150 л с. Ставился он и на Колхиды и на ЛАЗы. Была и версия на 180 л с. Она изначально досталась бензиновым УРАЛам, которые производили и производят в г Миасс Челябинской области. Только теперь исключительно с дизелями. Также этот бензиновый мотор на 180 л с достался междугородним длинным ЛАЗам.
Современная реальность
Микроавтобусы ЗИЛ 118 Юность — на полураме и упрощенных узлах и агрегатах правительственных ЗИЛов. Как много сейчас подобных в общественном транспорте городов от прочих фирм. ЗИЛ был первее. Форд предложил их лицензионное производство в США еще в 1960-х гг, но наши отказались. И у себя не развили. Всего-то надо было организовать конвейер на любом из филиалов. В итоге собирали вручную малыми партиями и цена выходила высокой.
Был и дизельный вариант мотора ЗИЛ 130. В основном они шли на экспорт, в страны Европы. Где тогда массово ради экономии переходили на дизели.
В Европе до сих пор оставшаяся часть местной нефти добывается в Румынии. В основном же привозная из Персидского залива стран ОПЕК и из России (до 40%). Есть немного в Северном море, но ее для себя добывают только Норвегия и Англия. Ее там мало — скорее так, на всякий случай при краткосрочных перебоях с поставками.
Экспорт
Поставлялся ЗИЛ 130 на экспорт в десятки стран мира. Во все страны соцлагеря. В тех же Восточной и Западной Германии до сих пор каждый год проводится слет любителей советской техники. Они огромными колоннами едут через всю страну. Устраивают массовые народные гуляния, встречи с поклонниками. Бережно за ними следят. Вся техника в состоянии как вчера с завода. См пример на видео ниже.
Как-то приводилась статистика по грузовикам в России. Самое интересное, что во владении до сих пор находится ЗИЛ в 40% случаях из 100 возможных по всем видам грузовиков!
Надо ещё поискать машину с такими параметрами, которые в нее заложили гениальные конструкторы, инженеры и рабочие завода. В помощь им всегда был интеллектуальный потенциал МАДИ (автомобильно-дорожный ВУЗ), НАМИ (центральный автомобильный научно-исследовательский институт с мощной базой умов, стендов и лабораторий), автополигон под Дмитровым и прочие умы Москвы (включая технологов). Стоил ЗИЛ 130 чуть дороже ГАЗ 53.
Чем он лучше других?
Кто садился в ЗИЛ после Газона, не хотел с него слазить. За правом купить ЗИЛ были очереди. Их с удовольствием брали вместо дизельных немецких IFA, которые чуть перегрузишь и они ломались, плюс долго жди запчасти из Германии. ЗИЛ перегрузок не боялся, запчасти стояли и стоят копейки, всегда все под рукой в любом райцентре. Любая поломка чинится за сутки, хоть в поле. Эта машина давала зарабатывать и регулярно за переработку получать премии. Их любили и ценили.
Еще аргументы
Ибо все в нем просто и удобно. Конструкция как у Газона, но все доведено до ума и ресурс в 1,5 раза больше. Меньше ломается, меньше устаешь в дороге, больше везет. Разве что немного медленнее едет. Но это мелочи. Царство места. Всегда можно лечь и передохнуть в пути. Плюс один пассажир, и того трое вместо двух.
Если и пересаживались на КАМАЗ (МАЗов и КРАЗов в центральной России почти не было, разве что в виде кранов), то только из-за того, что они везли больше и, соответственно, зарплата на них была выше. Но на них сильнее трясло по грунтовым дорогам.
Модификации
Большинство дорог стали асфальтовыми только к 1990-2000 годам. Поэтому многие водители в кабинах над колесом от тряски страдали расстройствами пищеварения. Плюс раннее появление грыжи позвоночника.
На капотном ЗИЛ 130 было гораздо приятнее ездить по разбитым дорогам. Меньше трясло за колесом.
Кому ЗИЛ стал отцом?
До наших времен огромное количество ЗИЛ 130 сохранилось на складах хранения автобаз, автоколонн. В госрезерве и в армии. Откуда их постепенно распродают. Заменяя современным машинами. Главное достоинство цена — с хранения они стоят меньше 1 млн рублей. В то время как любой новый аналог от 5 млн рублей — тот же Газон Некст! Очень выгодно, заменил расходники и в работу. Запчасти для них до сих пор производят и стоят они также дешево.
Закончили автомобиль производить в Москве уже с новой с ещё более удобной кабиной осенью 2016 года. А на серийном заводе в Новоуральске (недалеко от Челябинска и Миасс — где производится сын ЗИЛа — нынешний УРАЛ, куда часть завода эвакуировали в 1942 году) — в 2013 году.
Причем в Новоуральске параллельно аж до 1994 года производили ЗИЛ 157! Из-за того, что не было реальной сопоставимой ему замены для проходимости по болотам и лесам под кронами деревьев.
Автобусы и УРАЛы
Нынешние автобусы ЛИАЗ — это тоже бывшее производство автобусов ЗИЛ, вынесенное в подмосковное Ликино.
Кроме того, моторы ЗИЛ 130 после форсировки с 150 до 180 л с — достались первым бензиновым УРАЛ 375. А также оба львовским автобусам ЛАЗ.
Завод ЗИЛ при эвакуации 1942г также дал жизнь нынешнему заводу УАЗ в Ульяновске.
Уже в 1950-е годы была построена полная копия завода ЗИЛ в Китае — нынешняя международная компания FAW, производит и грузовики и легковые автомобили.
В кого переродился ЗИЛ сегодня?
А сам завод ЗИЛ по постановлению Правительства СССР превратился в нынешний КАМАЗ. Да, это не шутка. Именно на ЗИЛ за счет прибыли с массовой успешной по всему миру продажи ЗИЛ 130, заработали столько средств прибыли. Что на эти средства создали всю линейку будущих КАМАЗ. Изначально это была модель ЗИЛ 170 (будущий КАМАЗ 5320), см на фото ниже.
А позже известные всем: КАМАЗ бортовой 5320 (на 10 тонн груза), 53212 (на 12 тонн груза), самосвалы 5511 (на 9 тонн), 55111 (на 11 тонн). Тягач 5410 и даже полноприводный 4310 (на 6 тонн груза). Тогда же создали и двухосные автомобили, но их отложили на потом (см на фото ниже).
Предполагалось, что завод завершит производство ЗИЛ 130 и переедет в Набережные Челны в полном составе.
Неожиданный поворот событий и новая жизнь
Но потребности войны в Афганистане 1979-1989 гг, потребовали срочные поставки большинства дизельных машин именно туда. Опять же частые потери машин при обстрелах и на минах, бензиновые быстро сгорали и взрывались. Плюс повышенный износ на местных грунтовых разбитых дорогах.
Там всю бензиновую технику из-за горючести и взрывоопасности заменили на дизельную. Повысились шансы выживания солдат. Плюс успешный экспорт КАМАЗ как передового грузовика мира того времени и приличные на этом заработки валюты для казны. В итоге внутри страны КАМАЗов, как и прочих грузовиков для развития экономики катастрофически не хватало.
Валюта с продаж первых КАМАЗов зарубеж шла в качестве компенсации затрат на возведение основного завода сборки в Набережных Челнах. Плюс на строительство завода двигателей и смежных производств КПП, мостов, различных подсистем. Опять же прибыли в казну государства. В целом на автозаводах страны почти всегда в основном было передовое иностранное станочное оборудование, что требовало валюту на их закупку и поддержание работоспособности. Это было главной причиной обновления любого модельного ряда — как только падал спрос именно на экспорте — тут же вводили обновления в модели. Внутренний спрос роли в обновлении практически не играл и влиял только на устранение заводского брака (ответная реакция на рекламации).
Свой серийный дизель
Что пошло не так и что можно было сделать?
А дальше будут 1990-е и определенные шаги правительства Москвы. Которые поставят точку в истории завода.
Выше видео про ЗИЛ с новой кабиной и родным заводским дизелем ЗИЛ 645, плюс откидная спальная полка в салоне.
Главной ошибкой всех, кто участвовал в закрытии завода была недальновидность. Вместе с закрытием — умерли крупные филиалы из-за отсутствия новаторств и доработок от московского центрального КБ ЗИЛ. С его первоклассными конструкторами, технологами и инженерами из московских учебных заведений типа МАДИ, плюс центрального института автопрома — НАМИ и полигона под городом Дмитров.
Заложившими тройную надежность в ЗИЛ 130. Прекратили существование 16 заводов смежников! А это под 100 тысяч рабочих мест, налоги и средства на развитие этих городов. Вскоре загнулся и завод-дублер в Кутаиси с его великолепной последней уникальной машиной КАЗ 4540, родом прямо из НАМИ.
Колоссальные потери в истории страны! Хотя завод всего — навсего можно было вынести на любой из его 16 филиалов (Смоленск, Рославль, Рязань, Мытищи, Новоуральск, Брянск, Саратов и так далее).
Где и затраты ниже. И есть региональные ВУЗы по подготовке всех необходимых специалистов. Тот же серийный завод ЗИЛ в г Новоуральск, а рядом мощнейший промышленный кластер кучи промпредприятий и учебных заведений Челябинска и Миасс с его УРАЛом (для тяжелых дорог севера). УРАЛ — тоже сын ЗИЛа с 1942 года, как и УАЗ во время эвакуации завода из Москвы.
Исчезла ли в среднетоннажнике необходимость?
Потребности в среднетоннажнике ЗИЛ 130 грузоподъемностью 4-8 тонн никуда не делись. Ни тогда, ни сейчас. ГАЗ 53 возил до 4 тонн. А КАМАЗ от 8 тонн.
Сейчас дизельный ГАЗон Next и двухосные КАМАЗы и МАЗы заняли эту нишу. К вопросу о том, что для ЗИЛ не было работы. Была всегда. В сельском хозяйстве с их разбитыми дорогами он просто незаменим до сих пор с учетом низкой цены автомобиля.
Вверху ЗИЛ Синяя птица плавающая амфибия со стеклопластиковым корпусом и мотором ЗИЛ 130. Для поиска и спасения приземлившихся космонавтов. Они до сих пор в строю. Перед закрытием завода им сделали капитальный ремонт. Ничего подобного в производстве ни у кого до сих пор нет.
Опять же вся коммунальная сфера с узкими дворами и проездами. Ремонтники дорог, фермеры, частники и коммерсанты, мелкий бизнес (типа привоз стройматериалов, сыпучих песок, щебень, перегной и т п) и любые местные малые организации.
В ЗИЛ 130 на минуточку стоит мотор типа 3uz — как бензиновый на Тойоте Лэнд Крузер на 8 цилиндров. Их сотни тысяч на дорогах мира, если не миллионы. И никто там расходом бензина не заморачивается. Эти б\у моторы даже ставят в ПАЗы, те же ЗИЛ и ГАЗ, а также джипы Ровер. Давая им дополнительную мощь и вторую жизнь.
Вариант на газе
На ЗИЛе ещё в СССР поступили мудрее. Если на дизельные разработки денег не давали, то взяли и поставили пропан и бутан.
Карбюратор был слабым звеном — пропускал неприятные запахи в салон. Сейчас же за каких-то 30-50 тыс руб туда на двигатель ставят два инжектора от ВАЗа и всё ездит экономнее, тише и быстрее, плюс мощнее. Из-за точного дозирования впрыска с помощью двух настраиваемых ЭБУ Январь под любые параметры.
А если бы даже этому бензиновому мотору сделать доработку головки блока цилиндров, то он бы и сегодня был современным, даже на бензине. С повышенной мощностью и сокращением расхода бензина, как 3uz у Тойота для Лэнд Круизеров.
Где сегодня ЗИЛ 130 обретает новую жизнь?
Опять же ставят б/у дизели от схожих по массе грузовиков Мерседес, Тойота, Исудзу. А самый массовый случай — мотор от трактора Беларусь мощностью от 80 до 159 л с. В штатном бензиновом было 150 л с.
В наше время БМЗ — Белгородский моторный завод взялся за производство и установку в любые ЗИЛ 130, 131 и их аналоги моторов СМД — от тракторов и комбайнов типа СК-5 НИВА и ДОН 1200, 1500. Они заведомо тише, мощнее, надежнее и экономнее чем ММЗ Д-245 (от Беларуса). На сайте БМЗ — все наглядно. Заходите и смотрите. Или на видео ниже.
В чем же секрет современного успеха ЗИЛ 130? Как ни странно — это современный финансовый кризис. Вы сейчас ГАЗОН Next дешевле 5 млн руб не купите. Да он новый и дизельный. А двухосный КАМАЗ или МАЗ ещё дороже.
Но фишка в том, что новенькие бензиновые ЗИЛы с хранения с тройным ресурсом стоят не более 300-500 тыс руб!!! Вы новую легковую за такие деньги не купите, никакую.
Современные доработки
Ещё добавляете 100-300 тыс руб на приведение автомобиля в порядок. Плюс по желанию установка двух инжекторов, перевод на пропан или метан. И у Вас получается дешевый новый грузовик с тройным ресурсом на дешевом топливе.
Ни один новый грузовик такого же тоннажа за всю свою жизнь не сравняется по общим затратам на содержание ЗИЛ 130. Плюс куча дешевых запчастей, которые до сих пор производятся. Многое подходит от родственных УРАЛов 375 и 4320.
ЗИЛ 130 с хранения за всю свою жизнь со всеми расходами на топливо — газ (или после замены мотора — дизель) даже не приблизится к стоимости самого дешевого ГАЗон Next. Вот такой парадокс его современной популярности во всей России и странах СНГ!
О сколь велики и умны были конструкторы ЗИЛ 130. Когда создавали столь уникальный автомобиль вне времени. Знали бы они что в эпоху финансового кризиса 2021-22 гг их автомобиль получит второе дыхание и вторую волну успеха.
Автопоезда ЗИЛ
Довольно много ЗИЛов продают на сайте Росрезервы.РФ. Ежегодно снимают с хранения и продают. И ещё долго будут продавать, вплоть до последних партий 2013-2016 гг выпуска.
Опять же открытые распродажи — торги из самой армии, ежегодно в той же Кубинке и парке Патриот в Подмосковье. Но там аукцион, заполнение бумаг на участие, обязательно залог.
Проще переплатить 50 тыс руб и купить готовый вариант с документами у перекупщиков, которые их массово скупают на армейских торгах. Дорабатывают, меняют сальники, прокладки, обновляют все фильтра и жидкости и продают.
Заключение
Вечная память и слава всем работникам завода ЗИЛ за их великий подвиг в создании легендарного автомобиля ЗИЛ 130!
Также на базе агрегатов ЗИЛ 130 были созданы гоночная модель и «Синяя Птица» (плавающий) — для поиска и доставки космонавтов с мест их приземления в центр подготовки космонавтов. Оба на фото ниже.
Последний ЗИЛ
Вечная им слава. У них есть чему поучиться, даже в наше время, особенно системному мышлению и системному подходу. А не сиюминутной выгоде.
На фото выше последняя надежда завода — для коммерческих перевозок 2016г. Подобный ГАЗ Валдай 2-го поколения появился только в 2021 году. ЗИЛ опять был первее, но мэрия Москвы, владея заводом, предпочла его закрыть. Алан Маск вложился в убыточное производство электромобилей Тесла и стал самым дорогим автопроизводством мира, как и самым богатым человеком мира. А самый богатый город страны, его мэрия — загубила легендарное производство и построило вместо него очередной жилой квартал.
От АМО ЗИЛ осталось название и штамповочное производство кузовных панелей для заводов Рено и Лада. Еще работает цех по ремонту и обслуживанию правительственных ЗИЛов. Ах как жаль, что такое достояние страны кануло в прошлое.
Напишите в комментариях, что Вы думаете о ЗИЛ 130 и о моделях ЗИЛ в целом?