ЗИЛ вернулся в массы и где их новые купить

ЗИЛ 130 — легендарный автомобиль Московского автомобильного завода имени академика Лихачева. Их произвели около 3,5 млн штук! В них был заложен тройной ресурс. В СССР думали о долговечности автомобилей, рыночные правила с закладкой одного ресурса, как сейчас, даже не брались для рассмотрения. При проектировании любого автомобиля. ЗИЛ 130 фото во множестве представлены по тексту статьи.

ЗИЛ 130
ЗИЛ 130 базовый с измененной решеткой капота после модернизации 1980 года. Выпускали до 1994 года

Для сравнения ГАЗ 66 был произведен в количестве чуть менее 1 млн штук. Кто обращал внимание — тех же ГАЗ 66 довольно много колесит по нашим дорогам и бездорожью.

ЗИЛ 130
ЗИЛ 130 с новой кабиной. С 1985 года. Их выпустили около 500 тыс штук! Ласковое имя — ЗИЛок.

Просто огромное количество видео на Ютубе снимается про их ежедневные будни и подвиги. Как в коммерческом пользовании, так и для выездов на природу.

ЗИЛ 130
Для перевозки лошадей — для Олимпиады 1980 года в Москве.

Подробнее о заводе ЗИЛ и истинных причинах его исчезновения см здесь: https://geelyemgrand.ru/zil-istoriya-zavoda-i-ego-ischeznoveniya/.

  • Казалось бы, в чем причина такой популярности в наши дни?

Краткий обзор ЗИЛ 130

Давайте для понимания кратко посмотрим на характеристики данной машины. Автомобиль пошел в производство в далеком 1964 году.

ЗИЛ 130
Постоянно совершенствовался. Узлы с каждым годом получали прибавку в ресурсе.
ЗИЛ 130
Модели ЗИЛ с новыми дизелями ЗИЛ 645 пошли в серию с 1987 года. Рама была длиннее, грузоподъемность выше и равнялась 7-8 тонн.

ЗИЛ 130 пришел на смену морально устаревшему ЗИЛ 164 (см рисунок ниже). Получил новую широкую кабину на 3 места. Впервые в СССР панорамное ветровое стекло с великолепным обзором.

Предшественник ЗИЛ 130 — ЗИЛ 164 (он же первый грузовик FAW в Китае). Там построили полную копию завода ЗИЛ, который работает до сих пор.

Также ЗИЛ 130 получил единую приборную панель, как в легковых автомобилях с удобно читаемыми показаниями приборов.

А дальше ещё интереснее: впервые гидроусилитель руля и синхронизаторы на всех пяти передачах как переднего, так и заднего хода!

ЗИЛ 130
Опытный дизельный тягач с удлиненным капотом.

В классических Жигулях задняя передача до самого конца выпуска была без синхронизаторов. Отчего включалась не сразу, надо было ждать остановки валов в КПП.

ЗИЛ 130

Еще варианты

ЗИЛ 131 — полноприводный вариант ЗИЛ 130 на 3-х мостах. Выпускался в Брянске, Москве и Новоуральске (в последнем крупносерийно).

А на ГАЗ 53 до самого конца выпуска было 4 передачи вперед и одна назад. И синхронизаторы только на 2, 3, 4. Гидроусилителя руля там никогда не было. Только на ГАЗ 66. А приборка — россыпь отдельных приборов.

ЗИЛ 130
Опытный двухосный полноприводный ЗИЛ 130 с узлами от ЗИЛ 131.

В итоге на ГАЗ постоянно приходилось дважды выжимать сцепление: для выключения и включения передачи. При элементарном переключении, скажем с 1 на 2-ю. По крайней мере на той же переходной модели ГАЗ 52 — на всех передачах был двойной выжим.

ЗИЛ 130
Современный полноприводный двухосный ЗИЛ для работы в стесненных условиях.

Преимущества ЗИЛ 130

В итоге ЗИЛ идеально себя чувствовал в пробках, в городе. Мог спокойно плестись на любой передаче. Даже на первой, которая была предназначена только для трогания полностью груженой машины с места.

В принципе всегда можно было сразу трогаться со второй передачи.

Молодой дизайнер Эрик Сабо великолепно поработал над внешностью автомобиля. Получился запоминающийся внешний и внутренний вид.

Управление простейшее. Тормоза пневматические, никогда не подведут. Любая утечка (свищ) слышна на слух. Кроме того, давление на шкале приборов подскажет насколько сильна утечка. В переднем или заднем контуре. Если утечка слишком большая — тормоза самоблокируются и автомобиль просто дальше не поедет. Хорошая защита от дурака. Этим же компрессором можно подкачать любое колесо, для этого с собой возился отдельный шланг.

ЗИЛ 130
Опытный дизельный вариант с удлиненным капотом и выгрузкой кузова на 3 стороны с увеличенной грузоподъемностью, плюс экономия топлива.

В кабине всегда тепло. При необходимости устанавливается второй радиатор печки в кабине. Что увеличивает количество тепла в салоне. Был и северный вариант автомобиля с двойными стеклами и подогревателем двигателя.

ЗИЛ 130
Вид капота ЗИЛ 130 до 1980 года. Дизайн был настолько хорош, что особенно его менять не пришлось. Главное отличие — фары и подфарники поменяли местами. Вот это тяга: на себе и еще 3 прицепа за собой! С одним мостом и 150 л с бензиновый карбюраторный на 8 цилиндров V-образный мотор под капотом. А все дело в конструкции КПП и моста с грамотно подобранными передаточными числами. Потреблял сначала 72 бензин, потом 76, а сейчас 80. Всего навсего меняли головку двигателя, повышая степень сжатия. Можно довести и до 92, 95, поставить ГАЗ. Повысится мощность и грузоподъемность. На газе — колоссальная экономия. Умельцы ставят два инжектора от ВАЗ 2110 — вырастает экономия и мощность. Рама, и трансмиссия с большими запасами прочности. Кубинцы умудрялись этот мотор переделывать под дизель. Само топливо гнали из местной растительности типа рапса.

Первый бескапотный вариант

ЗИЛ 130
Бескапотный ЗИЛ 130 1967 года! Создал конструктор с КАЗ, там впервые пошли в серию такие кабины. Но руководство завода отвергло столь прогрессивную идею. МАЗ 500 появится позже.

Боковые форточки создают отличную вентиляцию на ходу при любой жаре. Встречный поток воздуха ими направляется в кабину. При современном уровне развития агрегатов без проблем можно установить кондиционер. Штатно они никогда не ставились. Хотя на этот же форсированный вариант мотора ставили кондиционеры на правительственные легковые версии ЗИЛ. Можно проще: генератор помощнее от КАМАЗа на 24В и кондиционер чисто от электропитания, монтируется в любое свободное место, а патрубок с холодным воздухом заводится в штатную печку.

ЗИЛ 111 на фото (времена Хрущева). До него еще были ЗИС 101 и 102 (довоенные), ЗИС 110 (послевоенный) включая полноприводные версии и с броней.

ЗИС 110 полный привод ближе и ЗИС 101 дальше времен Сталина.

Сердце автомобиля

Собственно мотор ЗИЛ 130 достался от правительственных вариантов ЗИЛ 114 и ЗИЛ 117. Только в дефорсированном варианте под 72 или 76 бензин. Вот так! К вопросу о том, что подобные роскошные авто являются рассадниками наработок будущего. У них также совпадают многие элементы приборной панели и органов управления.

ЗИЛ 114 на фото для первых лиц государства (времена Брежнева). На его базе далее будут созданы все последующие мелкосерийные легковые ЗИЛ (до окончания эпохи Ельцина, при нем их производство свернут).

Сейчас ЗИЛ 130 заправляют 80-ым бензином. В те времена литр бензина в прямом смысле слова стоил копейки. Каких-то 30 плюс-минус копеек за литр. Никто его в нефтедобывающей стране не считал. Расход у ЗИЛ 130 немалый, порядка 30-45 л на 100 км пробега в зависимости от его чухой массы, скорости и веса груза. Наиболее экономичная скорость хода по шоссе 60-80 км/ч. Тахометр не ставился, нагрузка двигателя определялась на слух.

Если слишком шумно — сбавь скорость, смени передачу (в гору пониже, по прямой и с горы повыше). На ходу пользовались с 2 по 4-ю. 1-я только для трогания сильно груженого с места и по грязи. 1-я и задняя были на одной прямой у рычага КПП — что весьма практично для раскачки машины при выезде из грязи. Единственное чего всегда не хватало — блокировки заднего моста не было. Из-за чего в грязи одна из сторон буксовала. Не так был важен полный привод, это лишний расход топлива, как блокировка именно заднего моста. Ее стали ставить много позже уже в эпоху рыночной экономики под спрос покупателей в 1990-ые годы. Но ограниченно.

ЗИЛ кабриолет — для проведения парадов.

Расход бензина ЗИЛ 130

Аппетит у машины, как и всех бензиновых грузовиков мира того периода был приличный — порядка 35 литров на сотню пробега. В зависимости от условий дороги и загрузки автомобиля.

ЗИЛ117 укороченный седан для государственных лиц пониже рангом.

Средняя скорость была порядка 70 км/ч. Мотор при этом массово до 90% случаев ставился бензиновый 4-х тактный, 8-ми цилиндровый, V-образный 150 л с. Ставился он и на Колхиды и на ЛАЗы. Была и версия на 180 л с. Она изначально досталась бензиновым УРАЛам, которые производили и производят в г Миасс Челябинской области. Только теперь исключительно с дизелями. Также этот бензиновый мотор на 180 л с достался междугородним длинным ЛАЗам.

Последний легковой ЗИЛ. Не пошел в серию по личному глупому указу Горбачева в рамках надуманной борьбы с привилегиями. В том числе уничтожили все чертежи и оснастку для производства этого передового авто и ГАЗ 14 Чайка (все наработки и затраты просто выбросили в мусор). Это поставило крест на вливании технологических и технических новшеств в конструкцию автомобилей Волга и ЗИЛ соответственно.

Современная реальность

История доказала свою правоту — такие авто всегда нужны и теперь в России в Елабуге производится для внутреннего использования всем желающим и на экспорт автомобиль Аурус. Причем их количественно стали производить больше, чем в СССР! Варианты кузовов: короткий и длинный седан, постоянный полный привод, микроавтобус. С 2023 года стартует производство кузова джип.

Микроавтобусы ЗИЛ 118 Юность — на полураме и упрощенных узлах и агрегатах правительственных ЗИЛов. Как много сейчас подобных в общественном транспорте городов от прочих фирм. ЗИЛ был первее. Форд предложил их лицензионное производство в США еще в 1960-х гг, но наши отказались. И у себя не развили. Всего-то надо было организовать конвейер на любом из филиалов. В итоге собирали вручную малыми партиями и цена выходила высокой.

Был и дизельный вариант мотора ЗИЛ 130. В основном они шли на экспорт, в страны Европы. Где тогда массово ради экономии переходили на дизели.

ЗИЛ 130
Вид капота ЗИЛ 130 после 1980 года.

В Европе до сих пор оставшаяся часть местной нефти добывается в Румынии. В основном же привозная из Персидского залива стран ОПЕК и из России (до 40%). Есть немного в Северном море, но ее для себя добывают только Норвегия и Англия. Ее там мало — скорее так, на всякий случай при краткосрочных перебоях с поставками.

Опытный вариант, бензиновый, с подъемной осью — для экономии износа резины, нагрузка до 8 т. Позже с дизелем — до 10 тонн.

Экспорт

Поставлялся ЗИЛ 130 на экспорт в десятки стран мира. Во все страны соцлагеря. В тех же Восточной и Западной Германии до сих пор каждый год проводится слет любителей советской техники. Они огромными колоннами едут через всю страну. Устраивают массовые народные гуляния, встречи с поклонниками. Бережно за ними следят. Вся техника в состоянии как вчера с завода. См пример на видео ниже.

Во всех странах СНГ, особенно в южных, таких как Украина и бывшие республики СССР в средней Азии — ЗИЛ 130 до сих пор король дорог.
ЗИЛ 130
ЗИЛ 133 3-х осный, привод на две задние оси, бензиновый. У дизельного капот иного вытянутого вида под чуть более габаритный мотор.

Как-то приводилась статистика по грузовикам в России. Самое интересное, что во владении до сих пор находится ЗИЛ в 40% случаях из 100 возможных по всем видам грузовиков!

ЗИЛ 130
Опытный дизельный тягач с большим спальником и высокой крышей кабины, альтернатива МАЗу. Дешевле по цене и не трясет на колесе. Капотные грузовики по трассе и ухабам ходят мягче. У водителей получается меньше расстройств пищеварительной системы.

Надо ещё поискать машину с такими параметрами, которые в нее заложили гениальные конструкторы, инженеры и рабочие завода. В помощь им всегда был интеллектуальный потенциал МАДИ (автомобильно-дорожный ВУЗ), НАМИ (центральный автомобильный научно-исследовательский институт с мощной базой умов, стендов и лабораторий), автополигон под Дмитровым и прочие умы Москвы (включая технологов). Стоил ЗИЛ 130 чуть дороже ГАЗ 53.

Чем он лучше других?

Кто садился в ЗИЛ после Газона, не хотел с него слазить. За правом купить ЗИЛ были очереди. Их с удовольствием брали вместо дизельных немецких IFA, которые чуть перегрузишь и они ломались, плюс долго жди запчасти из Германии. ЗИЛ перегрузок не боялся, запчасти стояли и стоят копейки, всегда все под рукой в любом райцентре. Любая поломка чинится за сутки, хоть в поле. Эта машина давала зарабатывать и регулярно за переработку получать премии. Их любили и ценили.

Опытный вариант с откидным интегральным капотом и уже дизельным мотором ЯМЗ 740 (будущий КАМАЗ 740). Новый дизель создан по заказу и на средства с прибыли от продаж ЗИЛ 130. Встал за колесо и обслуживай, чини, все на виду и в доступе вытянутой руки. У УРАЛ или КРАЗ такого удобства под капотом нет, надо их целиком снимать. У КАМАЗ или МАЗ в холод нужно кабину откидывать или поднимать домкратом, бедные пассажиры в позе зю. А водителю погреться негде при наличии отдельного подогрева кабины. Гениальная по простоте и удобству разработка пойдет в серию на последнем ЗИЛе.

Еще аргументы

Ибо все в нем просто и удобно. Конструкция как у Газона, но все доведено до ума и ресурс в 1,5 раза больше. Меньше ломается, меньше устаешь в дороге, больше везет. Разве что немного медленнее едет. Но это мелочи. Царство места. Всегда можно лечь и передохнуть в пути. Плюс один пассажир, и того трое вместо двух.

Если и пересаживались на КАМАЗ (МАЗов и КРАЗов в центральной России почти не было, разве что в виде кранов), то только из-за того, что они везли больше и, соответственно, зарплата на них была выше. Но на них сильнее трясло по грунтовым дорогам.

Такого капота в России до сих пор ни у кого нет — обслуживай с любой стороны. А можно и совсем снять, он легкий, снимается вдвоем, всего 2 крепления. При этом пассажиры с подогревателем салона — всегда в тепле. Кабину откидывать не нужно, ничего по салону не катается во все стороны. Двери широкие, вход и посадка выше всех похвал в любую погоду. Просто, надежно, продуманно, недорогое решение. Что еще нужно?

Модификации

Большинство дорог стали асфальтовыми только к 1990-2000 годам. Поэтому многие водители в кабинах над колесом от тряски страдали расстройствами пищеварения. Плюс раннее появление грыжи позвоночника.

ЗИЛ 130
Опытный полноприводный для сельской местности, к сожалению в серию не пошел. Как их не хватало в полях при посадке и уборке в распутицу.

На капотном ЗИЛ 130 было гораздо приятнее ездить по разбитым дорогам. Меньше трясло за колесом.

ЗИЛ 130
Последние версии ЗИЛ были с пластиковыми капотами. Никакая ржавчина не страшна, еще легче вес, капот можно снять в одиночку.

Кому ЗИЛ стал отцом?

До наших времен огромное количество ЗИЛ 130 сохранилось на складах хранения автобаз, автоколонн. В госрезерве и в армии. Откуда их постепенно распродают. Заменяя современным машинами. Главное достоинство цена — с хранения они стоят меньше 1 млн рублей. В то время как любой новый аналог от 5 млн рублей — тот же Газон Некст! Очень выгодно, заменил расходники и в работу. Запчасти для них до сих пор производят и стоят они также дешево.

ЗИЛ 130
Мелкосерийное производство. Полный привод, дизель, закабинный спальник на двоих. При желании можно увеличить высоту потолка в салоне и можно стоять в полный рост.

Закончили автомобиль производить в Москве уже с новой с ещё более удобной кабиной осенью 2016 года. А на серийном заводе в Новоуральске (недалеко от Челябинска и Миасс — где производится сын ЗИЛа — нынешний УРАЛ, куда часть завода эвакуировали в 1942 году) — в 2013 году.

ЗИЛ 130
Такие большие спальники разве что на МАЗах были. Больше ни у кого.

Причем в Новоуральске параллельно аж до 1994 года производили ЗИЛ 157! Из-за того, что не было реальной сопоставимой ему замены для проходимости по болотам и лесам под кронами деревьев.

ЗИЛ 157 — автомобиль с идеальной проходимостью. Рядный бензиновый карбюраторный 6 цилиндровый мотор, пневмотормоза. Разве что нет гидроусилителя, но умельцы ставят его от ЗИЛ 131.

Автобусы и УРАЛы

Нынешние автобусы ЛИАЗ — это тоже бывшее производство автобусов ЗИЛ, вынесенное в подмосковное Ликино.

Кроме того, моторы ЗИЛ 130 после форсировки с 150 до 180 л с — достались первым бензиновым УРАЛ 375. А также оба львовским автобусам ЛАЗ.

Автобус ЗИЛ — будущий ЛИАЗ.

Завод ЗИЛ при эвакуации 1942г также дал жизнь нынешнему заводу УАЗ в Ульяновске.

Уже в 1950-е годы была построена полная копия завода ЗИЛ в Китае — нынешняя международная компания FAW, производит и грузовики и легковые автомобили.

ЗИЛ 130
Первый бескапотный вариант ЗИЛ 130 1967 года — для города. Не одобрили в производство. Сделано по опыту КАЗ — филиал ЗИЛ в Кутаиси, Грузия.

В кого переродился ЗИЛ сегодня?

А сам завод ЗИЛ по постановлению Правительства СССР превратился в нынешний КАМАЗ. Да, это не шутка. Именно на ЗИЛ за счет прибыли с массовой успешной по всему миру продажи ЗИЛ 130, заработали столько средств прибыли. Что на эти средства создали всю линейку будущих КАМАЗ. Изначально это была модель ЗИЛ 170 (будущий КАМАЗ 5320), см на фото ниже.

ЗИЛ 170 — базовая модель всех будущих КАМАЗов.

А позже известные всем: КАМАЗ бортовой 5320 (на 10 тонн груза), 53212 (на 12 тонн груза), самосвалы 5511 (на 9 тонн), 55111 (на 11 тонн). Тягач 5410 и даже полноприводный 4310 (на 6 тонн груза). Тогда же создали и двухосные автомобили, но их отложили на потом (см на фото ниже).

Двухосный тягач ЗИЛ.

Предполагалось, что завод завершит производство ЗИЛ 130 и переедет в Набережные Челны в полном составе.

Опытный вариант с рамой и мостами от Татра.

Неожиданный поворот событий и новая жизнь

Но потребности войны в Афганистане 1979-1989 гг, потребовали срочные поставки большинства дизельных машин именно туда. Опять же частые потери машин при обстрелах и на минах, бензиновые быстро сгорали и взрывались. Плюс повышенный износ на местных грунтовых разбитых дорогах.

Версия для МЧС. Привод 6 на 6, передняя и задняя оси — поворотные. Ничего подобного в России до сих пор никто не производит. Проходимость как на гусеницах. На брюхо не садится. Делали в Брянске.

Там всю бензиновую технику из-за горючести и взрывоопасности заменили на дизельную. Повысились шансы выживания солдат. Плюс успешный экспорт КАМАЗ как передового грузовика мира того времени и приличные на этом заработки валюты для казны. В итоге внутри страны КАМАЗов, как и прочих грузовиков для развития экономики катастрофически не хватало.

Это тоже ЗИЛ 132 — для работы на полном бездорожье. Детище спец КБ Грачева при ЗИЛе.

Валюта с продаж первых КАМАЗов зарубеж шла в качестве компенсации затрат на возведение основного завода сборки в Набережных Челнах. Плюс на строительство завода двигателей и смежных производств КПП, мостов, различных подсистем. Опять же прибыли в казну государства. В целом на автозаводах страны почти всегда в основном было передовое иностранное станочное оборудование, что требовало валюту на их закупку и поддержание работоспособности. Это было главной причиной обновления любого модельного ряда — как только падал спрос именно на экспорте — тут же вводили обновления в модели. Внутренний спрос роли в обновлении практически не играл и влиял только на устранение заводского брака (ответная реакция на рекламации).

Свой серийный дизель

ЗИЛ 130
Все это привело к тому, что ЗИЛ 130 продолжили выпускать для внутренних потребностей страны как замену недостающим в хозяйстве КАМАЗам. Он превратился в ЗИЛ 4331: получил новую просторную кабину, дизельный двигатель ЗИЛ 645 (см фото ниже) и продолжил свою историю.
ЗИЛ 130
Мотор ЗИЛ 645 дизельный в сборе с КПП в музее истории завода ЗИЛ в Москве, расположенном слева от входа в парк Сокольники. Переключение передач легкое с гидроприводом. КПП многорежимная. Можно и плестись в пробке и везти много груза и лететь по трассе.
Собственный дизельный мотор ЗИЛ 645 многотопливный. Рассчитан на установку турбины и охлаждения надувочного воздуха. Производился на двух заводах: в Тутаево и Новоуральске. У последнего качество сборки было лучше.

Что пошло не так и что можно было сделать?

А дальше будут 1990-е и определенные шаги правительства Москвы. Которые поставят точку в истории завода.

Выше видео про ЗИЛ с новой кабиной и родным заводским дизелем ЗИЛ 645, плюс откидная спальная полка в салоне.

Главной ошибкой всех, кто участвовал в закрытии завода была недальновидность. Вместе с закрытием — умерли крупные филиалы из-за отсутствия новаторств и доработок от московского центрального КБ ЗИЛ. С его первоклассными конструкторами, технологами и инженерами из московских учебных заведений типа МАДИ, плюс центрального института автопрома — НАМИ и полигона под городом Дмитров.

ЗИЛ 130
Просто огромный спальник, дизель и грузоподъемность в 10 тонн.

Заложившими тройную надежность в ЗИЛ 130. Прекратили существование 16 заводов смежников! А это под 100 тысяч рабочих мест, налоги и средства на развитие этих городов. Вскоре загнулся и завод-дублер в Кутаиси с его великолепной последней уникальной машиной КАЗ 4540, родом прямо из НАМИ.

Колоссальные потери в истории страны! Хотя завод всего — навсего можно было вынести на любой из его 16 филиалов (Смоленск, Рославль, Рязань, Мытищи, Новоуральск, Брянск, Саратов и так далее).

Где и затраты ниже. И есть региональные ВУЗы по подготовке всех необходимых специалистов. Тот же серийный завод ЗИЛ в г Новоуральск, а рядом мощнейший промышленный кластер кучи промпредприятий и учебных заведений Челябинска и Миасс с его УРАЛом (для тяжелых дорог севера). УРАЛ — тоже сын ЗИЛа с 1942 года, как и УАЗ во время эвакуации завода из Москвы.

ЗИЛ 130
Сборка ЗИЛов в Саратове.

Исчезла ли в среднетоннажнике необходимость?

Потребности в среднетоннажнике ЗИЛ 130 грузоподъемностью 4-8 тонн никуда не делись. Ни тогда, ни сейчас. ГАЗ 53 возил до 4 тонн. А КАМАЗ от 8 тонн.

Сейчас дизельный ГАЗон Next и двухосные КАМАЗы и МАЗы заняли эту нишу. К вопросу о том, что для ЗИЛ не было работы. Была всегда. В сельском хозяйстве с их разбитыми дорогами он просто незаменим до сих пор с учетом низкой цены автомобиля.

Вверху ЗИЛ Синяя птица плавающая амфибия со стеклопластиковым корпусом  и мотором ЗИЛ 130. Для поиска и спасения приземлившихся космонавтов. Они до сих пор в строю. Перед закрытием завода им сделали капитальный ремонт. Ничего подобного в производстве ни у кого до сих пор нет.

Опять же вся коммунальная сфера с узкими дворами и проездами. Ремонтники дорог, фермеры, частники и коммерсанты, мелкий бизнес (типа привоз стройматериалов, сыпучих песок, щебень, перегной и т п) и любые местные малые организации.

ЗИЛ 130
Ни чуть не хуже КАМАЗ, везет столько же и больше, а водителя трясет меньше. Был вариант чуть длиннее и со спальником.

В ЗИЛ 130 на минуточку стоит мотор типа 3uz — как бензиновый на Тойоте Лэнд Крузер на 8 цилиндров. Их сотни тысяч на дорогах мира, если не миллионы. И никто там расходом бензина не заморачивается. Эти б\у моторы даже ставят в ПАЗы, те же ЗИЛ и ГАЗ, а также джипы Ровер. Давая им дополнительную мощь и вторую жизнь.

ЗИЛ 135 из КБ конструктора Грачева, полный привод, поворотные передняя и задняя оси. Подобную технику впервые стали делать именно на ЗИЛе, и только потом в Минске (многоосные МАЗ) и Брянске (БАЗ).

Вариант на газе

На ЗИЛе ещё в СССР поступили мудрее. Если на дизельные разработки денег не давали, то взяли и поставили пропан и бутан.

ЗИЛ 130
ЗИЛ 130 на пропане. Были варианты и на метане с множеством баллонов в ряд под кузовом.

Карбюратор был слабым звеном — пропускал неприятные запахи в салон. Сейчас же за каких-то 30-50 тыс руб туда на двигатель ставят два инжектора от ВАЗа и всё ездит экономнее, тише и быстрее, плюс мощнее. Из-за точного дозирования впрыска с помощью двух настраиваемых ЭБУ Январь под любые параметры.

А если бы даже этому бензиновому мотору сделать доработку головки блока цилиндров, то он бы и сегодня был современным, даже на бензине. С повышенной мощностью и сокращением расхода бензина, как 3uz у Тойота для Лэнд Круизеров.

Где сегодня ЗИЛ 130 обретает новую жизнь?

Опять же ставят б/у дизели от схожих по массе грузовиков Мерседес, Тойота, Исудзу. А самый массовый случай — мотор от трактора Беларусь мощностью от 80 до 159 л с. В штатном бензиновом было 150 л с.

В наше время БМЗ — Белгородский моторный завод взялся за производство и установку в любые ЗИЛ 130, 131 и их аналоги моторов СМД — от тракторов и комбайнов типа СК-5 НИВА и ДОН 1200, 1500. Они заведомо тише, мощнее, надежнее и экономнее чем ММЗ Д-245 (от Беларуса). На сайте БМЗ — все наглядно. Заходите и смотрите. Или на видео ниже.

В чем же секрет современного успеха ЗИЛ 130? Как ни странно — это современный финансовый кризис. Вы сейчас ГАЗОН Next дешевле 5 млн руб не купите. Да он новый и дизельный. А двухосный КАМАЗ или МАЗ ещё дороже.

ЗИЛ 130
Когда в 1996 сгорел завод двигателей КАМАЗ и их не продавали. ЗИЛ выручил — делал версию с такими же параметрами по грузоподъемности и с форсированным турбированным мотором ЯМЗ 236.

Но фишка в том, что новенькие бензиновые ЗИЛы с хранения с тройным ресурсом стоят не более 300-500 тыс руб!!! Вы новую легковую за такие деньги не купите, никакую.

И такие ЗИЛы конструкторами предлагались, со спальником, но руководство завода в серию не одобрило.

Современные доработки

Ещё добавляете 100-300 тыс руб на приведение автомобиля в порядок. Плюс по желанию установка двух инжекторов, перевод на пропан или метан. И у Вас получается дешевый новый грузовик с тройным ресурсом на дешевом топливе.

ЗИЛ 130
Дизельный с турбомотором ЯМЗ 236, полноприводный, грузоподъемностью от 10 тонн.

Ни один новый грузовик такого же тоннажа за всю свою жизнь не сравняется по общим затратам на содержание ЗИЛ 130. Плюс куча дешевых запчастей, которые до сих пор производятся. Многое подходит от родственных УРАЛов 375 и 4320.

ЗИЛ 130
Выпускался малыми партиями, дизельный со спальником на двоих, заднеприводный.

ЗИЛ 130 с хранения за всю свою жизнь со всеми расходами на топливо — газ (или после замены мотора — дизель) даже не приблизится к стоимости самого дешевого ГАЗон Next. Вот такой парадокс его современной популярности во всей России и странах СНГ!

О сколь велики и умны были конструкторы ЗИЛ 130. Когда создавали столь уникальный автомобиль вне времени. Знали бы они что в эпоху финансового кризиса 2021-22 гг их автомобиль получит второе дыхание и вторую волну успеха.

Автопоезда ЗИЛ

ЗИЛ 130
Удлиненная версия ЗИЛ 133ГЯ дизельный — на базе ЗИЛ 130. Мотор ЯМЗ-740 был разработан именно для него — будущий КАМАЗ 740.

Довольно много ЗИЛов продают на сайте Росрезервы.РФ. Ежегодно снимают с хранения и продают. И ещё долго будут продавать, вплоть до последних партий 2013-2016 гг выпуска.

Опять же открытые распродажи — торги из самой армии, ежегодно в той же Кубинке и парке Патриот в Подмосковье. Но там аукцион, заполнение бумаг на участие, обязательно залог.

ЗИЛ 130
Творчество народных умельцев из ЗИЛ 133ГЯ с новой кабиной и огромным спальником, переделка в тягач.

Проще переплатить 50 тыс руб и купить готовый вариант с документами у перекупщиков, которые их массово скупают на армейских торгах. Дорабатывают, меняют сальники, прокладки, обновляют все фильтра и жидкости и продают.

ЗИЛ 130
Последняя мелкосерийная модель ЗИЛ на базе агрегатов ЗИЛ 130.

Заключение

Вечная память и слава всем работникам завода ЗИЛ за их великий подвиг в создании легендарного автомобиля ЗИЛ 130!

ЗИЛ 130
Последняя версия ЗИЛ 130 с новой кабиной, пластиковым капотом и мотором от трактора Беларусь — ММЗ Д-245. То чего сейчас крайне не хватает в сельской местности. Простота, надежность, ремонтопригодность и дешевый сам по себе

Также на базе агрегатов ЗИЛ 130 были созданы гоночная модель и «Синяя Птица» (плавающий) — для поиска и доставки космонавтов с мест их приземления в центр подготовки космонавтов. Оба на фото ниже.

ЗИЛ 130
Столь же ратный подвиг — это НИВА и УАЗ, которые также до сих пор в производстве. Ибо за их цену нет замены нигде в мире. Они и сейчас очень популярны в бывших южных республиках СССР и странах Восточной Европы. Особенно в сельской местности, для которой они и создавались.

Инженеры СССР не думали о выгоде от продаж созданных ими автомобилей. Они думали о том, как насытить огромную страну и все дружественные страны надежными и долговечными автомобилями. Дешевыми по цене и в эксплуатации.
Опытный вариант 4-х осного ЗИЛ для строительных работ. О сколь их много на дорогах городов сейчас. ЗИЛ как обычно был первее прочих.

Последний ЗИЛ

Вечная им слава. У них есть чему поучиться, даже в наше время, особенно системному мышлению и системному подходу. А не сиюминутной выгоде.

ЗИЛ 130

На фото выше последняя надежда завода — для коммерческих перевозок 2016г. Подобный ГАЗ Валдай 2-го поколения появился только в 2021 году. ЗИЛ опять был первее, но мэрия Москвы, владея заводом, предпочла его закрыть. Алан Маск вложился в убыточное производство электромобилей Тесла и стал самым дорогим автопроизводством мира, как и самым богатым человеком мира. А самый богатый город страны, его мэрия — загубила легендарное производство и построило вместо него очередной жилой квартал.

От АМО ЗИЛ осталось название и штамповочное производство кузовных панелей для заводов Рено и Лада. Еще работает цех по ремонту и обслуживанию правительственных ЗИЛов. Ах как жаль, что такое достояние страны кануло в прошлое.

Напишите в комментариях, что Вы думаете о ЗИЛ 130 и о моделях ЗИЛ в целом?

Ссылка на основную публикацию