Расход топлива ЛТЗ 155. Уникальный трактор, опередивший время

Трактор ЛТЗ 155 — лучший универсальный трактор СССР! Создавался довольно долго и в муках. Все заводы были государственные. Машина разработана в КБ Липецкого тракторного завода еще в 1970-е, опередив весь мир! Расположен был завод в центре Черноземья России — в одноименном городе Липецк. Административной и финансовой самостоятельности для запуска в производство новейшего интегрального трактора еще в 1980-х годах не хватило.

На тот момент завод уже довольно давно выпускал весьма удачный трактор ЛТЗ-40 малого класса. Моно и полноприводный варианты. Последний с автоматически подключаемым полным приводом (переднего моста). С великолепной проходимостью и долговечностью узлов. Экспортировался в кучу стран мира.

Завод подчинялся головному институту тракторостроения страны — НАТИ, находящемуся в Москве. Ныне банкрот и снесен. И чтобы запустить новый трактор в серию, нужно было сильно постараться и доказать ученым и чиновникам. Что машина принципиально лучше тех, которые уже выпускаются. И это не смотря на то, что завод имел весьма приличные прибыли. В том числе валюту. От продажи своей техники по всей стране и по всему миру.

Как все начиналось

Правда, вся выручка, как и у прочих государственных заводов изымалась в казну государства. Оставляли лишь 1% от прибыли на работу КБ. Вот на этот 1% конструкторы и создали весьма уникальный трактор. Феноминально! При условии что большинство подобных фирм тратят до 40% от чистой прибыли на создание новых образцов техники.

Трактор ЛТЗ 155

На фото выше новейший серийный ЛТЗ 155 и современные серийные полноприводные аналоги Т-40 (ЛТЗ-40, 55, 60 и т д. Цифра — это количество л с мотора).

Предыстория

Хорош он был буквально во всем. Имел собственный двигатель сначала на 120, а после и на 150 л с. А в итоге получил устройство выбора любой из двух мощностей на ходу. Удобно, мощно и экономно получилось.

В каком-то смысле по тяговому классу и мощности соревновался с харьковской машиной Т-150К. Тоже весьма удачная машина. Выпускается до сих пор, но уже в Брянске.

Плюс серьезным конкурентом трактор ЛТЗ 155 являлся всенародный массовый трактор «Беларусь». У которого к тому времени помимо основной модификации на 80 или 100 л с, появилась еще модификация Беларус 1221. На 6 рядных цилиндров и те же 150 л с. Как говорится, полностью готовая к производству, максимально унифицированная с классическим МТЗ 80 или 82.

Начало производства

Бюджет как всегда был ограничен для новых моделей для постановки на производство в стране СССР. Поэтому вердикт был простым. Зачем стране СССР новый ЛТЗ 125 или ЛТЗ 155, когда уже есть Т-150К или минимально доработанный из МТЗ 80 в МТЗ 1221. Всего навсего с замененным двигателем с 4 до 6 цилиндров.

Но пришли рыночные 1990-е годы, когда все запреты были сняты. НАТИ уже не играл никакой роли в командовании заводами и распределением: можно и нельзя. И тогда завод, наконец-то уже на свои прибыли в середине 1990-х запустил в производство ЛТЗ 155. С собственным мотором от алтайского моторного завода Д-442-47. Дизельный турбированный, 4 цилиндра, на 120/150 л с (с выбором нужной из двух на ходу), воздушного охлаждения. Который хорош тем, что заводится и работает в любой мороз в любой климатической зоне.

Характеристики

Затем с поставкой двигателей Д-442-47 что-то не срослось. И трактор ЛТЗ 155 стал оснащаться более массовым мотором ЯМЗ-236. Который ставится на Т-150К. Только без турбины с итоговой мощностью в 155 л с.

Турбины на тракторах в СССР не любили по очень простой причине. Масло на таких двигателях нужно менять чаще. Поскольку его убивает из-за своих более высоких оборотов именно турбина.

Учитывая что с поставками масел, особенно хороших, были перебои в СССР. То масла меняли реже, чем положено. Поэтому моторы с турбинами ломались чаще атмосферных. Хотя с тяговой точки зрения именно турбо моторы лучше и меньше потребляют горючки. Они в отличие от атмосферных имеют более широкий рабочий диапазон оборотов. И выдают свои пиковые ньютоны и мощность именно тогда, когда это нужно.

Но трактористы и тогдашние руководители на местах не смогли это вовремя рассмотреть и оценить. Поэтому в массовом использовании более ценились тракторы с атмосферными моторами. А в наше время, народ поумнел, научился обслуживать и следить за сложной техникой. Поэтому турбомоторы ценятся гораздо выше. Из-за своей экономичности. Солярка сейчас стоит дорого.

Трактор ЛТЗ 155

В деталях

Итак, про ЛТЗ 155 характеристики. Липецкий трактор ЛТЗ 155 при своей массе в 5 тонн мог на себе нести оборудование той же массы и даже больше. Феноменальная способность того времени! В частности, любое навесное оборудование весит меньше, менее габаритно и стоит дешевле, по сравнению с буксируемым. На работу в поле его можно везти на себе, а не по дорогам за собой. И не зачем его каким-то образом разгружать и прицеплять перед началом работ. Оно сразу готово к работе. Опускается гидроцилиндрами на почву и сразу приступаем к работе.

На данном трактор ЛТЗ 155 все навесное оборудование крепилось заранее на него самого. Кроме того, конструкция двух сочлененных рам позволяла одновременно вешать оборудование со всех четырех сторон машины.

Что позволяло выполнять полный спектр полевых работ по обработке сельхоз культур. Будь то вспашка одновременно с боронованием за один проход. Что дает колоссальную экономию времени и топлива. Или прополка (культивирование) и обработка культур одновременно. Удобрениями или против вредителей.

В итоге машина идеально справлялась со свеклой, подсолнечником, кукурузой и прочими культурами. Требующими относительно частого и более сложного ухода во время их роста. С целью получения максимальных урожаев при минимальных затратах.

В итоге за один проход машина выполняла 2, 3 и более операций. Заменяя собой сразу несколько менее мощных и не так хорошо скомпонованных тракторов.

Дополнительное мастерство и способности

Машина также отлично, в силу своей универсальности, подходила для коммунального хозяйства. Для транспортных, лесных работ, строительных и прочих разных работ. Полностью собой заменяя одновременно два Беларуса или тот же более дорогой Т-150К. Что позволяло продавать трактор для целого ряда отраслей.

Способности трактор ЛТЗ 155 также дополнительно и более экономично раскрывались благодаря автоматически включаемому переднему мосту. Он работал как у Т-40 не постоянно. А только в моменты пробуксовок заднего моста. Что позволяло серьезно экономить топливо и увеличивать проходимость когда это действительно нужно. Никак не отвлекая для этого тракториста от его действий.

Кроме того, колеса обеих осей были поворотными при маневрировании. Колеса второй оси шли след в след за первой. Что меньше утаптывало плодородный слой почвы (1 см образуется раз в 100 лет!). Не топтались грядки с растениями и увеличивалась проходимость по топким почвам.

Можно было спереди и сзади вешать двойные колеса для уменьшения давления на грунт. Или сразу более широкие от 150К. Сам трактор весил меньше, чем Т-150К и его резина была меньше размером и дешевле по цене.

Комфорт

При длине в 5 метров, его радиус разворота на месте был всего 4,5 метров, меньше чем у легкового авто! Что позволяет делать удобные минимальные маневры при развороте по полю. Или в ограниченных пространствах. На очень маленьких земельных участках или по территории организаций.

Кабина стоит ровно по центру ЛТЗ 155, высокая сама по себе с идеальным обзором во все стороны.

Трактор ЛТЗ 155 имел 4 вала отбора мощности: один спереди, два сзади (сверху и снизу) и один сбоку! Имелась возможность размещения выносных гидроцилиндров с любой стороны трактора.

В кабине стоял отопитель, очистка воздуха от пыли. И как опция — кондиционер ставился на крышу + увлажнитель воздуха. ЛТЗ 155 даже хотели выкупить немцы и поставить у себя на производство или заказывать тысячами. Но что-то не срослось. Наверное, мало предложили в лихие 1990-е. А за бесценок им не отдали. В машину был заложен тройной ресурс на все агрегаты. Очень выносливая и долговечная получилась машина.

Итоги

В итоге в эпоху развала сельского хозяйства, бездарных реформ и развала сел СНГ, рабочая сила на селе резко сократилась. Народ за лучшей жизнью подался в города. У оставшихся было мало средств на покупку новой техники. Все старались максимально эксплуатировать то, что осталось со времен СССР. А также покупали и эксплуатировали технику с распродаж с армейского хранения.

Поэтому покупать любые новые тракторы стали крайне мало и неохотно. Многие машины в эксплуатации наматывали по 2, 3, а то и 4 ресурса. Даже дольше, чем в СССР!

Как итог остались только самые — самые заводы. Постепенно из-за экономии дорогого топлива все перешли на колесные тракторы. Да, гусеничные меньше топчат и изнашивают плодородный слой. Но они и движутся до 10-12 км/ч и поедают в 2 раза больше солярки. В то время как колесные идут по полю в 1,5-2 раза быстрее и в 2 раза экономичнее. При условии навеса двойных колес. Но и сильнее топчат драгоценную почву. Зато они более универсальны для применения по дорогам общего пользования.

Трактор ЛТЗ 155

Продолжение короткого периода производства

Поэтому остались только мастодонты, такие как Беларус МТЗ-80 и 82. Остальные объединились в «Тракторные заводы России». Советские тракторные заводы в силу износа инфраструктуры и дороговизны их обновления закрылись в массе своей. Их земля была в центре городов. Ее дорого продали и на эти средства развернули производство в одном месте. На самом молодом тракторном заводе СССР 1972 года постройки (прочие были 1930-х и 1940-х гг). В столице Чувашии в г Чебоксары. Сейчас там производят ДТ-75 (ныне Агромаш-90), Т-25 и его модификации (Владимирец) и Т-16 (шасси из Харькова). Также там производство всех ЛТЗ (из Липецка).

А трактор ЛТЗ 155 стал РТМ 160. Его производство передали на УралВагонЗавод (УВЗ). Правда с рекламой сэкономили, народ не знал об этом обновленном чуде техники. И из-за отсутствия массового спроса производство встало. Много их взяли на хранение в армию. Сейчас там можно ЛТЗ 155 купить через сайт Росрезервы.РФ. Каждый год их снимают с хранения по истечению срока давности и продают всем желающим.

Расход топлива

См приведен на фото ниже.

Трактор ЛТЗ 155

Про ЛТЗ 155 отзывы владельцев см ниже.

Отзывы владельцев

Сергей, Липецкая область. Мы живя в области даже не знали что он производится. Когда все совхозы и колхозы развалились — перешли на работу к фермеру. Он скупал бу технику в разных местах. На новую не хватало средств. В одном из обанкротившихся хозяйств купили сразу пять ЛТЗ 155 в конце 1990-х. Они у нас до сих пор работают. Замечательные машины, все умеют. Ими поля обрабатывать до сбора урожая лучше, чем на любом другом. А зимой на них снег на дорогах чистим. По осени в лесничестве работаем. Все запчасти есть. Много от других машин подходит. У нас еще стоит родной двигатель ЛТЗ 155 воздушного охлаждения от Алтай-дизель. В любой мороз отлично заводятся и работают без нареканий. Из минусов — наследие всех машин СССР, это качество соединений и прокладок. Если порвет шланг или стык — все маслом вокруг закидывает. В этом плане иномарки почище, там детали четко по времени служат. Но они и существенно дороже в эксплуатации и цене.

Еще отзыв

Валерий, Пензенская область. У нас наследники ЛТЗ 155 работают. Порядка 10 шт РТМ 160 из армии с хранения купили. По цене новых Беларусов. Но каждый из них работает как за два Беларуса одновременно. В итоге экономия на зарплате и времени. Не нужны пропашные гусеничные или колесные для прочих задач. Абсолютно все в полях и по хозяйству делают эти машины. Других не надо. Моторы ЯМЗ 236. Многие детали подходят от других машин. РТМ 160 легче и компактнее чем Т-150К. Проходимость существенно лучше, меньше ест, а работы больше выполняет. Жаль, что недооценили в свое врем эти замечательные машины. И жаль, что их больше не производят. Уже как 10 лет на них работаем и никаких нареканий.

Итак, ЛТЗ 155 в России вписал свою страничку истории замечательного чудо-трактора, опередившего весь мир тракторостроения. О том, где сейчас можно купить трактор ЛТЗ 155 см выше.

Всем удачи по жизни и на дорогах!

Ссылка на основную публикацию