ДТ-75 — легенда тракторостроения, народный любимец, кормилец и трудяга. Самый массовый трактор за всю историю СССР. По конец 1992 г за почти 30 лет их было выпущено свыше 2,7 млн штук! О сколько работ на нем выполнено и перевыполнено. Своего рода аналог трактора МТЗ-50/80 Беларусь, но только на гусеницах. Рассмотрим расход топлива ДТ 75.
Выпускались ДТ 75 двумя заводами. Материнским заводом был Волгоградский тракторный завод (ВгТЗ). Изначально он назывался Сталинградский тракторный завод (СТЗ) и был построен в начале 1930-х гг в период индустриализации страны. Там было головное КБ (конструкторское бюро по этой машине). Вторым серийным заводом был Павлодарский тракторный завод на севере Казахстана (ПТЗ). Он был построен в период освоения целинных земель в Казахстане после Великой Отечественной войны, примерно в конце 50-х гг.
На Волгоградском заводе всегда выпускались тракторы DT 75 красного цвета с окраской крыши кабины белого цвета. Для уменьшения воздействия лучей солнца. На Павлодарском заводе выпускались тракторы сначала синего цвета, а потом оранжевого. Крыши также сверху красили в белый цвет. Что немного спасало в жару. Синий был выбран в силу большого количества краски этого цвета в стране (из соображения экономии). А красный и оранжевый — для заметности машины при выполнении работ со всех сторон. Вес ДТ 75 более 6 тонн, даже при соприкасании с ним мало не покажется.
Расход трактора ДТ 75 измеряется не в литрах на 100 км пути, а в количестве грамм топлива на одну лошадиную силу (л с) за час работы. Обычно измеряют в граммах, типа 179 г на 1 л с в час. Далее цифры нужно перемножить. Кол-во л с машины на расход в граммах и получите расход топлива за час работы. Чем мощнее — тем больше расход, турбонаддув дает экономию, за счет большего количества воздуха в цилиндрах. Плюс как дополнительная мощность — порядка плюс 30%.
Топливо ДТ 75 всегда использовал только дизельное, начиная с предшественника ДТ 54. До этого были смеси керосина, бензина, дизеля — лигроин, называется.
Предыстория появления ДТ-75
Трактор сложился даже в том виде, что на двух рисунках выше, далеко не сразу. Он, как и трактор Беларусь, претерпел целый ряд изменений с 1930-х до 1950-х гг. Изначально с выше видной подвеской выпускался трактор СХТЗ-НАТИ. Первым крупным серийным заводом сельскохозяйственных тракторов стал завод в Харькове (ХТЗ). До него был разве что завод в Санкт-Петербурге (он же современный «Кировец»). СХТЗ-Нати имел только крышу от солнца, боковин кабины не было. Его выпускали с 1930-х до конца войны. Во время войны использовали в роли тягача артиллерии или всевозможных грузов. На полях временно работали лошади с людьми. Техники не хватало, все забирали нужды фронтов. Ибо вопрос выживания страны и людей стоял на первом месте.
Потом после войны выпустили и производили очень удачную модель ДТ-54. Конструкторов и технологов премировали за любую полезную доработку. Поэтому за время его выпуска до конца 50-х гг машина получила кучу новшеств. Впервые в мире чисто дизельный мотор, кабину закрытого типа на 2-х человек, подогрев перед пуском в мороз, светотехнику, обогрев кабины и многое другое.
Расход топлива ДТ 75 происходит практически на холостых оборотах. В целом их диапазон не велик от 700 до 1900 об/мин. Номинальные рабочие обороты — 1700. Можно сказать что мотор DT 75 буквально живет на холостых. Поэтому вторым способом подсчета расхода топлива является — средний расход за час работы.
Отзывы владельцев ДТ 75 представлены ниже.
Где строили тракторные заводы
На Украине много земель для деятельности сельского хозяйства. Поэтому начали строить тракторные заводы оттуда, следом стал Сталинградский тракторный (для Поволжья). К слову сказать, там же в Харькове, только на паровозостроительном заводе изобрели первые Т-34. А потом они на серийное производство вплоть до разрушения завода в ходе Сталинградской битве — производились на СТЗ (он же потом ВгТЗ).
Первоначально кабина ДТ-75 была автомобильного типа по тенденциями того времени, как у послевоенного ГАЗ-51. Низкий силуэт, удобно работать под деревьями, особенно на малых площадях с частыми разворотами. Распашные двери в обе стороны.
Кабина трактора
Первая кабина ДТ-75 автомобильного типа получилась еще без элементов амортизации, поэтому вибрация и тряска внутри были приличными. Присутствовали даже на рычагах управления. Плюс шум мотора и никакой шумоизоляции. Изначально ставили боковые щитки, в т ч от грязи, постоянно летящей от гусениц. Но их часто снимали, из-за необходимости заводить трактор вручную, смотреть уровень бензина в пусковом отдельном моторе. Для быстрого осмотра и обслуживания агрегатов в моторном отсеке.
Вторая кабина на фото выше появилась позже и выпускалась вплоть до середины 2000-х гг. Она уже имела подвесы на резиновых подушках для гашения вибраций от дороги и от мотора. Позже появятся еще мини рессоры и даже амортизаторы.
Вторая кабина была намного удачнее по объему внутри, по ширине и высоте. И там и там было по 2 места. Официально для тракториста-машиниста и ученика. По факту и пассажиров подвозили и для вещей использовали. Брали с собой обед в поле. Если непогода — до Вас от силы заправщик доберется. Хотя бака DT 75 хватало на всю дневную смену. Не на 8, а на 10, а то и 12 часов. С/х очень сильно зависит от погоды. Поэтому работают от упора и до упора, пока природа позволяет.
Придет стихия — будешь заниматься другими работами, а в поле даже на гусеницах если и влезешь, то качественно работу не выполнишь. Земля должны быть определенной влажности. Иначе ее не вспахать и не обработать. Не все так просто, как кажется. Много нюансов в агрономии, целая наука со своими учеными умами и гигантским опытом.
Отзывы владельцев ДТ 75 представлены ниже.
Колеса или гусеницы?
Был у ДТ-75 своего рода брат-близнец Т-150, созданный в 1970-е гг. Первый был именно гусеничный. Но в серию пойдет колесный, а гусеничный вариант только через 10 лет. Был тогда сильный спор в мире, в среде конструкторов и эксплуатационников. Что лучше гусеницы или колеса? На авто победили колеса (в КБ Грачева на ЗИЛе создали прорыв, а позже в Брянске, Минске и на ГАЗе). Поэтому какое-то время выпускали и те и другие тракторы примерно в равных количествах. Изначально гусеничных было больше, обустроенных дорог не хватало. Но на гусеницах медленнее, расход топлива ДТ 75 больше, чем у колесных тракторов. Значит, меньше выполнится работы с большим расходом топлива за тоже время.
Вроде все очевидно, но это далеко не так. В той же армии есть как гусеничные БМП и БМД, так и колесные БТРы. Используют и то и другое. А в сельхозтехнике есть одно существенное ограничение. Один сантиметр плодородной почвы образуется раз в 100 лет! Плодородный используемый слой сейчас на планете Земля составляет в среднем всего 25 см! В отдельных местах, как например, в Воронежской области (зафиксированный всемирный рекорд на выставке в Париже в 1913г) или Краснодарском крае он может составлять до одного метра. А на северах и того меньше — от 1 до 10 см.
Так вот в чем причина
Соответственно, плодородный слой на вес золота, от его состояния зависит чем мы будем питаться и весь животный мир! Те же немцы во время Великой Отечественной войны везли в СССР войска и обеспечение. А обратно в товарных вагонах к себе в Германию плодородный слой чернозема из Краснодарского, Ставропольского края и прочих регионов!
Именно поэтому очень важно при работе в полях как можно меньше утаптывать землю. И гусеницы здесь вне конкуренции. Как и их способность передвижения по топким и сложным грунтам. Именно поэтому ради сохранения плодородного слоя в обширной тундре на колесах можно двигаться только зимой. Летом вне общепринятых дорог вообще ни на чем нельзя, лето короткое, пока растут растения (до месяца). А в остальное время — только на гусеницах. Иначе пропадает природная кормовая база для животных и редкие важные растения.
Отзывы владельцев ДТ 75 представлены ниже.
Нестандартные версии ДТ-75
У ДТ 75 была и болотоходная версия. См на фото вверху. Расход топлива ДТ 75 болотоходного был выше, из-за необходимости перемещать более тяжелые гусеницы в более сложном грунте. То есть примерно выше 20 л за час работы. На холостых на стоянке также — до 15 л в час. Двигатель ДТ 75 всегда имел только дизельный.
Была версия и ДТ 75 К — крутосклонного. Для работы на холмах, в горах, на крутых склонах. Когда в случае разворота есть риск опрокинуться. Там поступали проще — кабина была увеличенного размера и органы управления двойные. Спереди и сзади кабины. Сиденья разворачивались. В КПП был реверс-редуктор, что позволяло все передачи использовать как вперед, так и назад.
В результате трактор доезжал до конца поля, далее тракторист-машинист разворачивал сиденье против поля. И с помощью аналогичных органов управления ехал в обратную сторону. Очень удобно на практике. До этого выпускалась версия без кабины. Сами понимаете какая была закалка у трактористов: дождь, ветер, неблагоприятные температуры — все им доставалась сполна.
Топливо ДТ 75 потребляет любое дизельное (но только не тепловозное — почти мазутного вида). Система очистки у него двойная. Фильтр-отстойник (со сливом воды, грязи и примесей), и двойной фильтр тонкой очистки. Но желательно перед залитием в бак топливо отставить. И отстой сливать. При температурах ниже нуля в летнее дизельное добавляют бензин АИ-80 в пропорции 1 литр бензина на 20 литров дизеля. Кран слива конденсата воды есть даже на основном баке. Это полезно делать после долгого стояния. Свыше года стояния — дизель в топливной системе нужно заменить. Он теряет свои свойства как топлива и разлагается на отдельные фракции.
Павлодарский завод тоже выпускал такие машины, см их на фото ниже.
Отзывы владельцев ДТ 75 представлены ниже.
Трактор на Луне
Когда готовились к высадке на Луну — для проектирования шасси Лунохода сначала обратились в разные профильные КБ внутри отрасли. Никто не справился с конкурсным заданием. В итоге выручило одно из из питерских тракторных КБ. Шасси спроектировали инженеры по тракторным конструкциям шасси. Луноходы-1,2 успешно выполнили задания на Луне. Шасси было колесное, как сказал Королев, под твердую поверхность.
На каждом колесе был индивидуальный электромотор. По 4 колеса с каждой стороны. Колеса еще выбрали потому, что слет гусеницы — это провал миссии. Хотя история знала колесно-гусеничные танки БТ 2-7 Харьковского паровозостроительного завода. Но решили не рисковать и сделать проще. В случае отказа любых 2-х из 4-х моторов с любой стороны Луноходы продолжали выполнять задачи. В шасси не было ни одного отказа. Такой же Луноход-3 собрали, но запускать не стали, миссию свернули, его отправили в музей фирмы-создателя в НПО имени Лавочкина в г Химки Московской области.
Это написано к тому, что тракторная техника в будущем будет дистанционно управляемой. Уже создали для этого все необходимое на опытном производстве и полигоне в Самаре. Фирма «Когнитивные технологии». Трактору или комбайну задают карту работы и он ее отрабатывает. Человек дистанционно или в кабине следит за работой техники и необходимостью ее обслуживания. Проводит мелкий регламент на месте и обслуживание.
Отзывы владельцев ДТ 75 представлены ниже.
Невидимое и очевидное
В СССР все время занимались улучшением техники массового использования. Чтобы снизить как затраты на ее производство, так и на эксплуатацию. В результате расход топлива ДТ 75 довели до разумного минимума, как у мировых аналогов. И он составил примерно 15 л за час работы. Для сравнения — грузовик с грузом 3,5 тонны за час по шоссе в почти идеальных условиях проезжает 100 км и тратит при этом порядка 15-17 л того же дизельного топлива. Трактор же двигает грунт или снег (бульдозер), тащит за собой, на себе или перед собой сельхозагрегаты. Работает вне дорог, в затрудненных условиях перемещения, при высоких нагрузках на его механизмы и при этом тратит примерно столько же топлива.
Самый большой расход топлива ДТ 75 приходится на пахоту и может составлять в 2 раза больше от номинала — до 30 л в час. В зависимости от глубины грунта (как правило 25 см). Надо его переворачивать на 180 градусов (вспашка с отвалом), чтобы сорняки убрать в грунт, а плодородный, ранее не используемый грунт поднять на верх. В том же Казахстане ветровая эрозия — плодородный слой выдувается ветром. Поэтому там делают безотвальную вспашку — рыхлят землю перед посадкой растений под верхним слоем поверхности внутри, подрезая корни вредных сорняков немного глубже. Чтобы верхний слой оставался слега твердым и на него не воздействовал ветер.
Все хорошее долго оттачивается на практике
В итоге многолетний труд по совершенствованию ДТ 75 со всех сторон дал свои плоды. Механизаторы, агрономы, экономисты, конструкторы, ученые и технологи — дали очевидный результат. Конструкция ДТ 75 стала своего рода изюминкой среди гусеничных машин среднего класса. И настолько хорошей, что на севере машину использовали и для транспортных задач. А также для лесных, противопожарных, коммунальных и прочих задач. Повсеместно для строительных работ. Каждый руководитель или завгар мечтал получить в свое хозяйство именно ДТ 75 для полноты решения всех его задач. Двигатель ДТ 75 всегда имел дизельный (мощь на холостых и экономия).
Отзывы владельцев ДТ 75 представлены ниже.
Спрос на ДТ 75 в прошлом и настоящем
Спрос на трактор был повсеместным и большим, случались и очереди при их распределении. Это в каком-то смысле подкосило развитие именно эргономики машины ДТ 75. В смысле улучшения условий труда самого важного звена производства — тракториста. С 1985 года в Казастане, см на рисунке выше, стали выпускать версию ДТ-75 МЛ. Желтый слева, также с приставкой «Казахстан».
Надпись «Казахстан» обычно писали на капоте с завода на всех выпускаемых там Д 75, что видно на фото ниже. Чтобы таким образом обозначить не только цветом, но и надписью происхождение машины. Справа на фото выше — современный выпускаемый преемник трактора ДТ 75 — Агромаш 90. Заводы в Харькове, Волгограде и Павлодаре больше не работают. В России многие тракторные заводы были выкуплены в частные руки и объединены под названием бренда «Тракторные заводы России». По началу это выглядело как катастрофа. На рынок в 90-е и 2000-е гг хлынули современные иностранные аналоги. Они тратили столько же топлива, но работать на них было быстрее и комфортнее.
В итоге сейчас в городе Чебоксары (самый молодой тракторный завод СССР — ЧЗПТ, построенный с нуля в 1972 году) в Чувашии на Европейской территории России выпускаются как Агромаш 90 (современный ДТ 75), так и многие другие машины. Из Липецка (ЛТЗ), Владимира (ВТЗ), Волгограда (ВгТЗ) и прочих бывших тракторных заводов.
В Павлодаре серийно выпускали ДТ 75 и МТЗ 50\80. Поэтому с их исчезновением, головные КБ продолжили работать на ЧЗПТ и в Минске. Центральный НАТИ в Москве также закрыт и снесен под застройку жилья.
Новая жизнь и новый виток развития
С учетом современных санкций и не продажи техники из Европы, сомнительного качества техники из Китая (при заманчивой цене), при поддержке Правительства РФ — у ЧЗПТ сейчас огромные перспективы.
Одно время из-за цен на топливо на полях стало много колесных тракторов с установкой дополнительных широких двойных и тройных шин. Для уменьшения давления на плодородный слой. Но такие машины и стоят весьма дорого. В основном их делают Кировец в Питере и Россельмаш в Ростове-на-Дону. Но малые хозяйства и фермеры, а также где малые площади (на севере страны) по-прежнему предпочитают гусеничную технику вроде ДТ 75 — или сейчас это Агромаш 90. Так что спрос и производство были и есть.
Отзывы владельцев ДТ 75 представлены ниже.
Последняя версия ДТ-75
Кабина на ДТ 75 МЛ «Казахстан» стала еще больше. Также двухместная. См фото выше. Вход и выход с 2-х сторон. Что весьма удобно, особенно если с одной стороны какая-то топь или непролазная грязь. В потолке кабины стояла фильтро-вентиляционная установка, но качество ее службы оставляло желать лучшего. Она относительно быстро выходила из строя. Пару раз ее чинили, это не помогало. В итоге на это просто забивали и работали без нее. Пыль — вечный спутник тракториста. Улучшить комфорт тогда не удалось.
Запуска дизеля изнутри трактора, особенно зимой, удалось добиться еще в 1970-е гг. На двухтактный пусковой мотор ставили с завода электростартер и аккумулятор. С ними в стране было туго, хотя заводов по их производству хватало. Но был дефицит продажи АКБ. Пока АКБ служил первые 5 лет пускали в комфорте из кабины. Потом вручную шнуром с улицы, наматывая его на маховик 2-х тактного мотора. При этом нужна сила и ловкость. Рывки рукой должны быть сильными и быстрыми. Шнур большим пальцем руки обхватывать нельзя, иначе руку по локоть может оторвать, когда мотор заведется и плохо намотанный шнур утянет обратно.
Не просто, но надежно
Сначала пускали 2-х тактный мотор, у него сильный рокот при работе на всю округу, а от него основной дизель. Если нужно, то им же подогревали основной мотор перед пуском. Их рубашки охлаждения были объединены и тепло от малого мотора поступало в большой. Расход топлива ДТ 75 по части бензина для 2-х тактного мотора при этом не большой. У него бачок всего на 2,5 литра. В самые тяжелые морозы их гоняли перед запуском основного дизеля до 30 минут. Бачка в таких тяжелых условиях хватало на рабочую неделю.
Постепенно воду в моторах заменили на тосол. Необходимость ее повседневного слива и залива отпала. Это сильно ускорило и улучшило пуск машины в холодное время, особенно на морозе. Что очень сильно помогло при строительстве БАМа и прочих северных строек.
Пришел на работу, запустил один мотор, прогрел второй, запустил, прогрел кабину, снял верхнюю одежду и работай смену в комфорте.
Аналог ДТ 75 родом из Харькова и где купить новые ДТ 75
Данные два завода всегда сотрудничали с момента их создания. Тракторов в СССР, мягко говоря, до середины 80-х гг все время не хватало. Хотя выпуск количественно и качественно все время наращивали. До конца 70-х гг тракторов в стране было больше чем легковых машин. Предпочтительно они шли в строительные сферы и в армию. С/х снабжалось по остаточному принципу.
Именно поэтому до сих пор со складов МинОбороны в новейшем состоянии с хранения можно купить тракторы ДТ 75, Т 150, Кировец, МТЗ 80 и так далее. Есть даже уникальные ЛТЗ 155. См сайт Росрезервы.РФ. Там периодически снимают с хранения технику разных годов выпуска и через аукцион или прямые продажи — продают всем желающим.
В полях зачастую использовали то, что смогли достать. Порой техника проходила и два и три капитальных ремонта. Вот такая вот была несправедливость. Поэтому тракторов на селе всегда не хватало. Харьковский и Волгоградский заводы всегда обменивались своими достижениями ради производства все более качественных машин.
Отзывы владельцев ДТ 75 представлены ниже.
Собрат на полях
Тот же Т 150, см на фото выше, был аналогом ДТ 75 — только для полей Украины. Они имели одинаковую раму, подвеску и ходовую часть. За исключением КПП, у Т 150 она была более передовая с гидротрансформатором. И мотор стоял мощнее СМД с турбиной или ЯМЗ 236 без турбины.
Но как мы писали выше, шел спор что лучше — колеса или гусеницы. Харьков в виду ограничения ресурсов для производства выбрал колеса. Мир увидел колесный Т 150 К — самая удачная машина этого класса в СССР. Через 10 лет начнут делать гусеничный Т 150.
Завод хоть и прекратил работу, но ее последняя модель не канула в небытие, а сейчас производится в Брянске в колесном и гусеничном виде для всех желающих.
Современные ДТ 75
См на фото выше, повторимся, это Агромаш 90. Есть, кстати, версии с резиновыми гусеницами. Да, вы не ослышались. Видел такую машину на подмосковных полях под Волоколамском. Чем удобно — с поля выехал и не трястись по обочине, как обычно, до полевого стана или центральной МТС. А можно ехать прямо по асфальту, не повреждая его покрытия. На фото выше именно такая гусеница изображена. Полностью из резины вся ее поверхность. Это весьма удобно в работе. Она еще и с грунтозацепами. Опять же трактор получает двойное назначение зимой — для чистки асфальтных дорог. Хоть в сельской местности, хоть в городе! А гусеница, в отличие от колеса способна проехать где угодно, она сама себе стелет дорогу. плюс низкое давление на грунт. Меньше давления стопы ноги человека.
Конечно машина серьезно переработана. В ней теперь внутри кабины как в легковой иномарке. Стекла атермальные, есть кондиционер, магнитола, шумоизоляция, двигатели стоят более тихие по шуму. Кабина из стеклопластика с каркасом безопасности при переворачивании или падении на бок. Много резиновых уплотнителей. Грязь и пыль в кабину не проникают, все фильтруется перед тем как подаваться в кабину для дыхания тракториста-машиниста. В итоге легкие трактористов с годами стали чище. Теперь домой тракторист приходит гораздо более чистый внешне и здоровее внутренне. Меньше устаешь, больше работы выполняешь, в целом гораздо приятнее в такой машине работать.
Отзывы владельцев ДТ 75 представлены ниже.
Вот теперь удобно работать
Не говоря уже об органах управления. Микроклимат внутри, никакой тряски и вибрации. Большинство органов управления включаются электрически, гидравлически или пневматически. Без прямой механической связи. Чтобы не передавать вибрации на органы управления и не создавать лишних усилий на органах управления. Теперь внутрь не нужно сажать богатыря. Справится и школьник.
Иностранная конкуренция сделала свое дело. Их подход выполнен и на российской технике, зачастую с их участием. Расход топлива ДТ 75 современного немного упал и составляет примерно 13-15 л за час работы. На холостом ходу в 3 раза меньше.
Теперь ДТ-75 (Агромаш 90) настоящая конфетка. К слову сказать, производство ДТ 75 было развернуто и в Китае. До сих пор есть, как и производство запчастей. Несколько лет назад на урале китайцы развернули производство китайского ДТ 75 для тех, кому новая российская машина не по карману. Китайский ДТ 75 примерно на миллион рублей дешевле, но и на столько же хуже.
Прорывной ДТ-175 1980-х гг
К 1985 году создали мощную версию ДТ 75. Назвали ее ДТ-175. Двигатель там ставили от того же собрата Т 150 гусеничного СМД с турбиной и охлаждением наддувочного воздуха. Последние ДТ 75 были с мотором СМД-18 Н на 90 л с турбированные.
А на ДТ 175 С (скоростной) ставили СМД мотор на 170 л с! К слову сказать, большинство ДТ 75 за свою историю производства были с моторами СМД (завод Серп и Молот двигатель) также Харьковского производства. Лишь на часть машин ставили мотор А-41 атмосферный на 90 л с от машин Алтайского тракторного завода.
При всей внешней схожести, машины Д 75 и ДТ 175 сильно отличались. В силу большей мощности, почти на 100 л с больше, на ДТ 175 почти все узлы трансмиссии были усилены. Выпускалась машина только в Волгограде. Производили их с 1986 по 1994 год более 16 000 штук. С момента развала СССР и начала Российской Федерации с 1992 года выпускалась версия ДТ 175 М с доработками исходя из опыта эксплуатации.
Подвеска была та же и она в отличие от промышленного типа на катках — более комфортна при движении по полям. Меньше трясет, хотя и способность выдерживания нагрузки у нее ниже. Но промышленные тракторы — это отдельная тема. Там несколько иные конструкции и задачи. Гусеницы из-за увеличения массы машины стояли шире, чтобы добиться прежнего малого давления на плодородный слой почвы. При этом величина давления на грунт у того же ДТ 75 меньше, чем у стопы ноги взрослого человека! Хотя вес ДТ 75 более 6 тонн.
Особенности и возможности
ДТ 175 отличается более вытянутым капотом. Там установлены дополнительные радиаторы охлаждения наддувочного воздуха для цилиндров. А также радиаторы охлаждения масел в двигателе, в КПП, в гидротрансформаторе привода трансмиссии (вместо традиционного 2-х дискового сухого сцепления). И традиционный радиатор охлаждения тосола в моторе.
Данная машина отличалась большей скоростью обработки полей: до 15 км/ч вместо до 10 км/ч ранее. Могла тянуть более мощные агрегаты. Например плуг на 6-8 лемехов, вместо 4-х у ДТ-75. В целом предназначалась для обработки полей большой площади в степях.
В итоге за смену тракторист выполнял в 1,5-2 раза больше работы. И тут выяснился предел необходимой мощности двигателей. Оказалось, что мощнее не нужно. Иначе из-за скорости обработки — теряется качество обработки почвы.
Современный ДТ-175
Он представлен на фото выше, это ВТ-150. Мощность мотора даже уменьшили. Больше уже не требовалось. Опытным путем нащупали необходимый пик мощности мотора для работы в полях. Опять же в целях унификации и удешевления техники стали ставить мотор ЯМЗ-236 (от грузовиков) ярославского производства. Завод СМД прекратил свое существование.
Как и в Агромаш 90, в связи с конкуренцией, обновили все необходимое внутри для комфорта работы тракториста. Следующий шаг — замена тракториста-машиниста на компьютер управления.
Кабина и органы управления ДТ 75
На фото ниже с видом открытой двери представлен интерьер кабины ДТ 75 М. Можно сказать в идеальном состоянии. Все элементы на месте. Еще ничего не утеряно. Обычно после 10 лет эксплуатации половины лампочек, кнопочек и приборов нет на месте.
Отлично видно, что кабина двухместная. Второе место для ученика. Есть место для термоса с прохладной водой. Термос прикладывался с завода, чтобы тракторист мог утолять жажду прямо на ходу.
Дело в том, что ряд операций выполняется на длинных дистанциях. Такие как пахота, боронование, лущение стерни, посев и так далее. Рычаг подачи топлива выставляется в фиксированное положение (круиз-контроль на тракторах появился раньше, чем на автомобилях). И тракторист долгое время едет по прямой от края поля до края. В этот момент как раз можно утолить жажду, перекусить на ходу.
Посмотреть на показания приборов. Прислушаться к шуму мотора или работе агрегатов. В современном мире — позвонить кому-то по сотовому телефону, чтобы топливо или посевной материал подвезли. Послушать музыку. А некоторые даже ведут стрим-каналы с рабочего места. Например, на Ютубе есть канал «Будни тракториста». Человек рассказывает о сельской жизни, различной технике и как на ней работать.
Отзывы владельцев ДТ 75 представлены ниже.
Про особенности кабины и музей тракторов в России
Вход в кабину путем опирания ноги на гусеницу. На входе виден ящик под инструменты на полу. Основное сиденье подпружинено и регулируется под вес тела тракториста-машиниста. За спиной у ребенка так называемый самовар, видна его труба. Это устройство фильтровентиляции кабины и увлажнения ее воздуха в зависимости от температуры воздуха, забираемого с улицы. Включается автоматически при закрывании двери. Вот такая вот новинка конца 70-х гг.
В кабине имеется освещение. Задний дворник ручной. Передний с электромотором. Кабина неплоха уплотнена от пыли и летящей от гусениц грязи. Подкрылков специально нет, так на гусеницах меньше налипает грязи и они таким образом самоочищаются. Все на виду и все в доступе. В полу кабины съемный люк для обслуживания КПП.
Ниже фото кабины трактора в музее при заводе ЧЗПТ в Чебоксарах, республика Чувашия. Там довольно большой музей с момента появления тракторов. Представлены многие советские модели и сказано про будущее тракторостроения, включая зарубежный опыт. Есть и стенд про освоение планет с использованием роботов тракторной техники.
Органы управления
См фото выше. Они довольно простейшие. Любую кнопочку, рычаг или лампочку можно заменить отдельно. Что сильно выручает в работе. И небольшие поломки не сказываются на рабочем состоянии техники. Ибо пользоваться ей зачастую приходится каждый день. А запчасти подвозят по мере возможности.
Два больших рычага, как в танках, для поворотов налево или направо. Тянем на себя один из них и трактор в эту сторону поворачивает за счет торможения гусеницы. Справа с наболдажником это рычаг выставления подачи топлива — по сути для выставления постоянной скорости (круиз-контроль). Отдельной педали подачи топлива нет.
Ногами управляются только выжим сцепления и раздельные тормоза (левый и правый). Слева 3 рычага управления выносными гидроцилиндрами переднего ковша или подъема опускания задней навески. Есть и вал отбора мощности из КПП сзади — для вращения управления различными агрегатами.
Отзывы владельцев ДТ 75 представлены ниже.
Почему так важно накрывать выхлопную трубу
Часто, как на фото выше, выхлопную трубу чем-нибудь закрывают при долгой стоянке. Иначе вода через выхлопную трубу попадает к выпускным клапанам и в цилиндры. Если часто ездят, то не страшно, она при работе испаряется. Внизу слева под приборкой стоит печка салона. С воздухозаборником рядом на капоте видны горловина залива бензина в бачок пускового 2-х тактного двигателя на 10 л с и его выхлопная труба. Работает он довольно громко. Впереди выхлопной трубы горловина залива тосола в радиатор охлаждения основного двигателя, в общем-то общего для обоих двигателей. Расположение мотора и щиты по бокам позволяют его удобно обслуживать с двух сторон. Все на виду.
Ставится по необходимости реверс-редуктор, на те же бульдозеры, чтобы иметь все скорости в КПП в работе как вперед, так и назад. Также ставят ходоуменьшители, чтобы делить скорость на два и на три для медленного и более точного выполнения необходимых работ.
Приборы
Приборы незамысловатые, основных три. Остальные ставятся по необходимости, в зависимости от дополнительного оборудования и выполняемых работ.
- Температура двигателя. По нему смотрят недогрев — не работает термостат или мотор мерзнет (надо закрыть жалюзи капота или накрыть его чехлом). Или перегрев, когда забит пухом или грязью радиатор или завоздушилась система и прочие причины.
- Амперметр. Показывает есть ли ток от АКБ для завода мотора. И от генератора, когда мотор работает. Но вольтметр в этом смысле удобнее. Его ставят с 90-х гг, по нему точно видно заведешь или нет (хватает ли напряжения). А если генератор не работает, то на нем загорается лампочка (это в современных Агромаш 90 и последних ДТ 75).
- Давление масла в двигателе. Удобен, по нему видно, когда масло ушло, или его давно не меняли и масломагистрали забились грязью.
Отзывы владельцев ДТ 75 представлены ниже.
Особенности кабины
Выше отлично видны оба сиденья. Ученик при тряске может держаться за ручку на приборной панели. Материалы кабины отлично выдерживают полевую грязь и пыль. Сзади сиденья ученика виден «самовар» для увлажнения воздуха в кабине. По идее с ним тракторист в рабочую смену в жару меньше устает и не простынет, как обычно бывает от кондиционера, когда неправильно подберешь температуру воздуха.
Окно слева у кресла ученика как для вентиляции, так и в роли люка эвакуации в случае чего через основной бак. На нем имеется ограничитель открывания, чтобы не создавать сквозняка и при дожде и ветре. Обзор замечательный во все стороны за счет панорамного остекления кабины со всех сторон.
На фото выше еще раз виден самовар с крышкой для заливания воды в его довольно объемистый бак. Между сидений рычаг управления КПП. Она расположена сразу под полом кабины в одном корпусе с задним мостом.
Приборка ДТ 75 МЛ Казахстан и секрет долговечности тракторов
См фото ниже. Кнопок управления и приборов побольше. Все они подписаны. Просты и понятны в обращении. Добавлены приборы уровня топлива в баке и датчик оборотов двигателя. На нем есть окошко счетчика моточасов. Очень важный прибор! Как жаль что его нет в прочих видах автомобилей.
Именно по нему точно определяют когда машине нужно обслуживание. А дальше в руководстве по эксплуатации написано что проверить и обслужить при определенном количестве часов. Он считает именно часы работы включенного основного двигателя, а не пройденные километры. За счет подобного критерия обслуживания техника служит гораздо дольше.
Те же городские многочасовые пробки изнашивают автомобиль гораздо быстрее при малых пробегах, чем при большим по трассам. Поэтому для городских авто обслуживание нужно проводить (замены фильтров и жидкостей) как минимум в 2 раза чаще, чем рекомендует производитель. Которому выгодно, чтобы вы после гарантии или максимум через 5 лет пришли за новым авто.
У ДТ 75 счетчик моточасов установлен на корпусе двигателя. Также см на фото ниже — есть места для дополнительных приборов в центре приборной панели.
Отзывы владельцев ДТ 75 представлены ниже.
Приборка ДТ 75 МЛ Казахстан
См фото ниже. Здесь уже стоит датчик уровня топлива в основном баке. В целом приборка немного изменена.
Также дополнительно большие приборы — стоит датчик оборотов (тахометр) с разбитым стеклом уже без стрелки и окошком в нем со счетчиком моточасов. Плюс правее сами поставили дополнительный тахометр вместо разбитого. Рабочие обороты мотора имеют малый диапазон: от 750 на холостых на 1900 на максимальной мощности. 1700 — номинальные рабочие обороты.
В ДТ 175 дополнительно стоял датчик давления масла в гидроавтомате переключения передач.
Какие работы выполняют на ДТ 75
Основное это в роли малого бульдозера и в полях (пахота, боронование, лущение стерни, посев). На фото ниже на полевом стане видны три гусеничных собрата: ДТ 75 желтый из Павлодара, красный — из Волгограда и Т 150 гусеничный из Харькова.
Также видны кабины синего Беларусь МТЗ-80, желтого Кировца и красных тракторов более новых моделей.
На одном из ДТ 75 отвал бульдозера, а вокруг них основные орудия труда в полях. Там они короли малых и средних по размерам полей. Для более крупных полей — это Кировцы, но только в сухую погоду, иначе проваливаются и буксуют.
Отзывы владельцев ДТ 75 представлены ниже.
Работа в полях
Внизу на фото ДТ 75 МЛ Казахстан при лущении стерни на поле — обработка от сорняков без вспашки. Чтобы не заростали поля, которые в этом году отдыхают под парами и не будут засаживать. По правилам севооборота. Иначе если зарастут, то потом в разы больше тратить топлива для их вспашки.
А если прорастут деревья, то и корчевать придется, потратив еще больше времени. Лущильники — самый дешевый способ по весне для обработки полей от их заростания крупными сорняками.
Обе двери открыты для вентиляции в жару, пыль столбом, фильтровентиляционная слабая на этих машинах система уже не работает. Трактор явно после капремонта, уже перекрашен по кругу в нестандартный для него красный цвет. Но крышу правильно оставили белый, чтобы в крышу не пекли лучи солнца.
Еще варианты
См фото ниже — ДТ 75 с колесным собратом Т 150 К занимаются утрамбовыванием легкого силоса — в силосной яме. Заготовка кормов для скота на зиму. Потом его зимой из под снега на улице откопают, погрузчиком накидают в кормораздатчики и раздадут в коровниках в кормушки.
Отличный способ заготовления кормов на зимние и тяжелые времена. Чтобы коровы давали молоко круглый год, а не только когда много травы в теплое время года.
Такой нужный и незаметный трудяга
ДТ 75 МЛ на выравнивании дорог от накатанных колей. Он отвалом едет по дороге и таким образом после него она становится ровной. После него, особенно после дождей, когда грунтовая дорога высыхает — можно ехать на обычных автомобилях. Простая операция с большим результатом. Проезжает один трактор, а за ним целые авто колонны. Сзади, к примеру, уже едет обычный автокран только с задним приводом.
См фото ниже, здесь продвинутая техника, для чистки снега зимой. Таким образом чистят все сельские дороги и районные. Трактор после снегопада выходит затемно часов в 3 или 5 утра и к рабочему времени к 8:00 основные дороги уже расчищены, а снег в кюветах. Самая высокооплачиваемая работа зимой, но позвонить могут в любое время. Зачастую колесная техника (тракторы) буксует и не способна чистить большие объемы выпавшего снега.
Как правило, ДТ 75 работают с обычным отвалом, здесь со шнеком. За такое расположение топливного бака увеличенного объема сбоку — трактору дали кличку «Почтальон». Расход топлива ДТ 75 при выполнении работ бульдозера в районе 20 л за час работы. А вместо него мало кто справится.
Отзывы владельцев ДТ 75 представлены ниже.
И еще варианты
На фото ниже ДТ 75 трубоукладчик или кабелеукладчик. Для газовиков или связистов или коммунальных служб при укладке тех же водопроводов.
Иногда даже сзади ставили экскаватор. Сам копает, сам укладывает, сам засыпает. В крупных организациях такие операции выполняли как на конвейере. Несколько тракторов шли друг за другом и выполняли операции по очереди быстро и последовательно. Плюс один из них мог на себе нести сварку, работающую от вала отбора мощности сзади. Сварщик, таким образом, сразу варил стыки труб перед их укладкой в траншею.
Есть и получше, нестандартное применение
Внизу более продвинутый вариант. Таких немало в 1990-е годы изготавливали прямо на заводе. Дешевизна и простота ДТ 75 отлично устраивала многие службы, которые раньше использовали более дорогую и габаритную технику.
Универсальность ДТ 75 сыграла свою роль и позволила заводу до сноса выжить в 1990-е гг. Также были варианты с кранами для бездорожья. Расход топлива ДТ 75 для подобных работ немалый и составляет порядка 20-25 л в за час работы. Но оправдан дороговизной выполняемых работ.
Само собой, как в анекдотах, тракторы ДТ 75 часто использовали в роли тягачей для вытаскивания любых джипов и грузовиков на бездорожье. Чем лучше проходимость колесной машины — тем потом дальше и дольше идти именно за гусеничным трактором.
Сколько весит ДТ 75? Сухой вес — около 6 тонн. А дальше все зависит от дополнительного оборудования под различные задачи.
Отзывы владельцев ДТ 75 представлены ниже.
Замечательный тягач
Несколько раз сами застревали на грунтовке после дождей. Приезжали всякие там МТЗ 80, Т 150 К, Кировец. Верите, ни один не помог, буксовали в бессилии на месте. А обычный ДТ 75 не парясь, в легкую вытаскивал и ГАЗ 53 и ЗИЛ 130 и даже КАМАЗ. Вот такой хороший тягач! Расход топлива ДТ 75 при этом минимален — порядка 14-16 л за час работы.
Ниже представлен обзор на современный ДТ 75 — он же его сын и продолжение Агромаш 90. Сначала производился в Волгограде, а теперь его производство перенесено в Чебоксары на ЧЗПТ или как его еще сейчас называют завод Четра.
Отзывы владельцев
Владимир, Волгоградская область. Всю жизнь обучаю школьников и в ПТУ устройству и вождению на тракторах. Школьники изучают эту сложную технику с большим интересом. Пригодятся все знания по физике, химии и математике, ребята их даже лучше начинают изучать. После получения прав получаются отличные водители с широкими знаниями бензиновой и дизельной техники, гидравлики, пневматики, по работе сложных механизмов и обращению с ними. Сам в юности работал на ДТ 75. Отличная машина, очень надежная и простая в обслуживании. Все на виду. Удачная компоновка. Расход топлива ДТ 75 около 15 л в час при работе бульдозером или на легких полевых работах. На пахоте до 30 л в час.
Александр, Воронежская область. Работал на таком после ПТУ. Пока учился получил права всех видов и категорий. Это очень помогло в непредсказуемые 2000-е. Сначала работал в колхозе в полях, потом водителем грузовика. Сейчас водителем городского автобуса. ДТ 75 это кладезь знаний, после него никакая другая техника не покажется столь сложной. На базе знаний о ДТ 75 я великолепно разбираюсь в прочей технике. Я на нем выполнял работы по пахоте. Машина была возрастом свыше 20 лет, после капремонта, расход топлива ДТ 75 составлял порядка 35-40 л в час с плугом и прицепной бороной. Сказывалась усталость машины. Но никто так хорошо не пашет, как ДТ 75. После него земля как пух, сажай что хочешь.
Еще отзывы
Степан, Харьковская область. У нас в ПТУ была разная техника, досталось на практике поработать на ДТ 75. Чем он был хорош — чинился буквально в поле на коленке. Да, на Т 150 гусеничном работать приятнее, но и обслуживать немного дороже и сложнее. А ДТ 75 относительно простая машина. Везде можно подлезть. Прямо на полевом стане можно хоть кабину, хоть мотор снять. Любая неисправность чинится буквально за пару дней и снова в работу. Это огромное преимущество, важное в работе, когда каждый день важен и зависит от погоды. Плюс в зарплате и премиях не теряешь от выработки. В общем, расход топлива ДТ 75 при бороновании составлял порядка 18-20 л за час работы. Идет по полю мягко, приятно, подвеска хорошая. Хорошая машина. Не хватало только комфорта в кабине.
Николай, Липецкая область. Я частник, нанимаюсь зимой и летом у местной администрации чистить и ровнять дороги. Основной род занятий — фермер. Но ДТ 75 мой дополнительный заработок помимо полей. Благодаря ему имею прибыль на чистке асфальтных дорог зимой и выравнивании грунтовых дорог после дождей. Плюс дачники просят им дороги ровнять и чистить. Так что машина меня кормит! Средний расход топлива ДТ 75 при этом составляет около 15-16 л в час летом и 16-18 л зимой. Весьма выгодно получается, особенно при оптовых закупках партий топлива.
А можно и так
Григорий, Волоколамский район Московская область. У нас Агромаш 90 с резиновыми гусеницами. Отличная машина, комфорт. Работаем в полях и на дорогах. Забыли что такое порча асфальта. В полях он король работ. Средний расход топлива ДТ 75 (Агромаш 90) составляет около 14-15 л за час работы.
Заключение
Можно сказать, что DT 75 прошел эволюцию от 30-х гг, начиная с версии СХТЗ-НАТИ, потом ДТ 54, первые ДТ 75 с низкой кабиной автомобильного типа. Затем тот, что знает большинство: ДТ 75 «Почтальон» с кубической высокой кабиной. И заканчивая современным Агромаш 90, плюс на урале есть производство китайских ДТ 75 (но они явно хуже наших современных, хотя дешевле).
Спор о гусеницах и колесах выиграли и те и другие. Но в полях короли — это ДТ 75. Даже на большие колесные, чтобы не портить почву одевают резиновые гусеницы. Современные Агромаш 90 тоже есть с резиновыми гусеницах для перемещения в полях и прямо по асфальту.
ДТ 75 — замечательная легендарная машина, самая массовая по количеству произведенных в СССР. Отлично подходит для множества современных отраслей и не только для работы в полях. Его цена, ремонтопригодность и надежность остаются непревзойденными. Полноценной альтернативы ему нет. Расход топлива ДТ 75 не хуже современных аналогов, потому они остаются в тренде.
Вывод
ДТ 75 — кормилец и трудяга, всю жизнь под открытым небом и десятилетия службы за плечами. Вот бы легковым такую надежность. Живи и трудись дальше ДТ 75, он же Агромаш 90. Если потрудиться и поискать (см в статье выше), то можно найти новые с хранения ДТ 75 по хорошей цене.
Мы в школе изучали тракторы, в сельхозместности нас на всякий случай готовили на ряду с учениками ПТУ. В качестве сменных водителей под сезон сборки урожая летом. Сдавали госэкзамены и в 17 лет получали права на трактор. Один из нас в школе не сдал ПДД, все получили права на колесные и гусеничные тракторы малые и средние, а он только на гусеничный. В полях ПДД не нужны.
Всем удачи по жизни и на дорогах!