ГАЗ 3308 Садко — машина на виду, но незаметная, в то же время легендарная как и имя ее былинного героя Садко. Автомобиль впервые был представлен публике на выставке 1995 года и пошел в серию в декабре 1997 года. Рассмотрим расход топлива ГАЗ Садко.
ГАЗ 3308 стал логическим продолжением его предшественников выпуска того же завода ГАЗ (Горьковский автомобильный завод) в Нижнем Новгороде. Изначально там выпускалась копия американского грузовика ГАЗ АА грузоподъемностью 1,5 тонны. Его предполагалось в 1941 году заменить на ГАЗ-51 грузоподъемностью от 3 тонн. Но пришла война, нужды фронта потребовали продолжения выпуска уже изрядно устаревшего ГАЗ АА. Поэтому ГАЗ 51 пойдет в серию только в 1951 году. Чуть позже на его базе появится первый полноприводный ГАЗон — ГАЗ 63. На основе узлов и агрегатов ГАЗ 51.
Свое положительное влияние внесет ленд-лиз, а именно поставляемые США в СССР грузовики типа Студебеккера. В СССР тогда не усмели делать передние мосты для управляемых колес. Не получалось достигнуть своим путем конструкции шарниров равных угловых скоростей с поворотными кулаками. В итоге их подсмотрели на трофейных машинах. Итак, в СССР появился первый универсальный грузовик ГАЗ 51 и ГАЗ 63 (для гражданского и военного назначения). То есть первый грузовой автомобиль двойного назначения.
О ГАЗ 3308 отзывы представлены ниже.
Предыстория появления
Фото ГАЗ 63 представлено ниже. У него появился передний мост. Задние двускатные колеса, способствующие увеличению грузоподъемности — заменили на односкатные по кругу. При этом ширина колеи у них одинаковая, что способствовало улучшению проходимости. Обратите внимание — у первого подобного грузовика кабина была капотная! Двигатель бензиновый рядный на 4 цилиндра, менее 100 л с. Расход топлива составлял от 35 до 50 л на 100 км пути в зависимости от нагрузки, типа дороги и степени включения полного привода.
Колеса уже были с изменяемым в них давлением под движение по асфальту, грунтовке, грязи, песку, снегу или по заболоченной местности.
Дизели в те годы были еще массово двухтактные, сильно коптили и не отличались надежностью. Бензиновые моторы были более надежными и отлаженными в производстве. Именно поэтому стоял бензиновый мотор. Средняя скорость машины была 50 км/ч. А разгоняться автомобиль мог до 70 км/ч. При этом рекомендуемая нагрузка по бездорожью составляла 1,5 тонны. На односкатных колесах нагрузка всегда меньше, чем на двускатных. Плюс мотору нужен запас мощности для вращения валов и мостов по плохим дорогам. Реально же грузили больше — столько сколько мог увезти автомобиль. Примерно в 1,5 раза больше. Поскольку транспорта в СССР не хватало вплоть до середины 80-х гг.
Много уходило на экспорт, в армию, на стройки и на хранение в госрезерв на случай ликвидаций стихийных бедствий. Типа землетресяния в Спитаке, Чернобыльской аварии, пожаров и наводнений. Или на случай войны.
О ГАЗ 3308 отзывы представлены ниже.
Где выгодно купить бу полноприводный ГАЗ
Именно поэтому до сих пор есть уникальная возможность купить подобные автомобили в хорошем новом состоянии с хранения. ГАЗ 63 вы уже не купите. А начиная с ГАЗ 66 и далее — пожалуйста. ГАЗ 3308 купить бу (нашего сегодняшнего героя) или ГАЗ 66 купить бу можно напрямую с хранения на сайте Росрезервы.РФ. Что-то похуже состоянием продается напрямую, а что-то получше и совсем новое — по конкурсу. Там очень много разнообразной техники.
А если неохота возиться с оформлением множества конкурсной документации. То см уже купленные на перепродажу эти же автомобили на сайтах: Юла, Авито, auto.ru, drom и подобных.
Легендарный предшественник ГАЗ 3308
ГАЗ 66 появился в 50-х гг. Но под него никак не получалось довести новый двигатель. Испытания именно новейшего мотора на 8 цилиндров все время срывались! Никак не получалось добиться требуемой надежности. Это был своего рода прорыв — алюминиевый легкий бензиновый мотор на 8 цилиндров вместо 6. Изначально он был сделан и эксплуатировался на легковом авто ГАЗ 13 Чайка. Позже его дефорсировали и поставили снанала на грузовик ГАЗ 53, а потом и на ГАЗ 66. Мотор получил 115 л с и больше крутящего момента.
При этом расход бензина остался примерно прежним — расход топлива ГАЗ 66 составлял от 35 до 50 литров в зависимости от условий движения.
Именно ГАЗ 66 считается легендарным за его проходимость. Этому способствовала не только удачная развесовка по осям. Кабину ему придумала женщина, за что получила правительственную премию. До этого в СССР авто с кабиной над передней осью и мотором не создавали. Подобные были еще до войны в Англии и Италии. Это позволило увеличить размер грузовой платформы. Грузоподъемность поднялась для тяжелых условий дорог — до 2 тонн.
Выпустили ГАЗ 66 за почти 35 лет около 1 млн штук! Разошелся он по всем соцстранам мира. Помимо достоинств ГАЗ 63 у ГАЗ 66 был ряд своих фишек для преодоления бездорожья.
- Привод на оба моста постоянный полный. Поэтому для экономии бензина при движении по шоссе иногда снимают кардан на передний мост.
- На всех 4 колесах впервые в СССР поставили самоблокирующиеся дифференциалы! Это резко повысило и дало легендарную проходимость.
- Поэтому в раздатке подключаются только межосевая блокировка и понижающая передача.
Наследник ГАЗ 66
Им стал не попавший в серийное производство ГАЗ 3301. Его создавали с конца 1970-х гг. К концу 1980-х он успешно прошел все государственные и военные испытания. Но распался СССР, с деньгами в целом в стране стало туго. Кто успел из автофирм развернуть что-то в серию до декабря 1992 года — тому сильно повезло. Той же армии резко урезали бюджет. Они отказалась от закупок бензиновых ГАЗ 66 и ЗИЛ 131 — в пользу дизельных и более грузоподъемных УРАЛ 4320 и КАМАЗ 4310.
Опять же опыт Афганской войны показал, что бескапотные машины повышают увечье и гибель тех кто в кабине при наезде и подрыв на мине.
Полезные отличия ГАЗ 3301 от ГАЗ 66 были нижеследующими.
- Там установили рядный турбодизель воздушного охлаждения на 120 л с. Упал расход топлива в среднем до 20 л на 100 км пути.
- Увеличилась грузоподъемность до 2,5 тонн по бездорожью.
- Тормоза стали ставить как на УРАЛе — пневмогидравлические.
- Мосты были новые усиленные, как и раздатка.
- КПП по прежнему стояла 4 ступенчатая, но рычаг управления теперь был не за спиной водителя, а у него под рукой.
- В целом отделка и эргономика кабины улучшились. При необходимости на нее ставилась броня.
Отсутствие серьезных традиционных заказов от армии не позволило развить выпуск машины даже для гражданской сферы. К слову сказать подобные проблемы были буквально у всех автозаводов в начале 90-х гг. И довольно много тогда новых авто не попали в производство. В отсутствии необходимых финансов все занялись модернизацией того, что уже было в производстве.
Тот же ГАЗ 66 спешно переделали под нужды гражданских государственных служб и коммерческих заказчиков.
Появление ГАЗ 3308 Садко
Так продолжалось до 1995 года. Когда развился опыт производства ГАЗ 3307 (замена ГАЗ 53 с новой двухместной кабиной). Опыт и промахи с ГАЗ 3301 учли в создании нового полноприводного ГАЗ 3308 Садко.
Сразу создали авто двойного назначения как под нужды армии (им все равно требовалось что-то между УАЗ и УРАЛ), так и для гражданских.
- Автомобиль получил наработки от ГАЗ 3307 бортового гражданского. Это кабина, увеличили только крылья по ширине. А также рама и ряд узлов от того же ГАЗ 3307.
- Мосты, баки, колеса и лебедка спереди от ГАЗ 66.
- Гидроусилитель руля от Газели.
- Раздатка собственная новая.
- Мотор бензиновый от ГАЗ 53 с мощностью 120 л с.
- Система торможения пневмо-гидравлическая, но уже с АБС и плавным торможением.
- Или дизельный мотор ММЗ Д 245 (минский от трактора Беларусь, доработанный под грузовики). В частности, установили турбину и радиатор охлаждения надувочного воздуха. Это позволило как увеличить мощность с базовых 80 л с до 117 л с. Так и получить экологический класс Евро-2 вместо базового Евро-0. Усреднить тягу за счет наддува и сделать равномерной в диапазоне 1100 — 1900 оборотов. Это его рабочие обороты в зеленой зоне тахометра. А также уменьшить расход топлива, за счет наддува большего количества воздуха.
Итого расход топлива ГАЗ Садко составил по паспорту 17 л на 100 км пути при скорости 60 км/ч с нагрузкой 2 тонны.
О ГАЗ 3308 отзывы представлены ниже.
Получилась сборная солянка узлов. Отработанных ранее на разных моделях ГАЗонов. В общем-то завод в непростые 90-е смог порадовать и удовлетворить своих потребителей. В итоге машина всегда стоила дешевле своих иностранных аналогов, коих бу и новых хлынула тьма на рынки СНГ.
На рисунке выше именно бензиновая версия одного из первых Садко. Расход топлива ГАЗ Садко с бензиновым мотором ЗМЗ-5231 составлял как и у ГАЗ 66 35-50 литров в зависимости от условий передвижения (асфальт — бездорожье с грузом).
Различные модификации
Время не стояло на месте с 1998 года по 2002 в стране и в мире многое изменилось. Россия поддержала внедрение норм выхлопа Евро-2, потом Евро-3 и сейчас для грузовиков пока это Евро-4.
В итоге бензиновые версии в начале 2000-х гг с карбюраторами пришлось снять с производства. Исключения были для работ на севере. Там еще долго разрешали ставить бензиновые моторы. Но к концу 2010 и там запретили.
В итоге остались только дизельные версии. Они отличались наличием шноркеля — см его видно на фото ниже. Бортовая система питания перешла на 24 В, ибо 12 В недостаточно, чтобы прокрутить стартер дизельного мотора.
В 2013 году на минском моторном заводе доработают мотор Д245 до уровня Евро-4 и его в качестве двигатель ГАЗ 3308 Садко станут ставить на автомобиль с 2013 года. Расход топлива ГАЗ Садко останется прежним — в среднем это 17 л дизеля на 100 км пути. Мощность увеличится на 2 л с.
Новые моторы
В это же время наконец-то в Ярославле создадут аналогичный, но менее шумный и чуть менее затратный по топливу современный мотор ЯМЗ-53442. Также турбированный с охлаждением надувочного воздуха. Но его мощность будет уже 150 л с.
Кто с ним ездил, говорят, что гораздо менее вибронагружен и тише работает по сравнению с Д245, корни которого уходят в 1970-е гг. ЯМЗ — это уже современный дизель с европейскими технологиями. Электронная система впрыска, выхлоп Евро-4. С перспективами доработок под Евро-5 и 6. Его ресурс и надежность выше. Кто пользовался — хвалят за то, что он меньше требует обслуживания.
ГАЗ Садко активно использовался всеми госорганизациями. На фото ниже автомобиль с обычными шинами. Сзади двускатные для большей по массе перевозимой нагрузки. Такие шины дольше служат и меньше гудят. Теряется проходимость, в том числе отпадает регулирование давления в шинах. Но передний мост специально сохранили. Для проезда в распутицу и в прочих сложных условиях.
О ГАЗ 3308 отзывы представлены ниже.
Прочие виды выполняемых работ
Полноприводные газоны исторически любят все обслуживающие организации. На фото ниже пример уже дизельного с ЯМЗ мотором. Под них уже нет необходимости ставить шноркели, которые частично перекрывают обзор. Видно наличие обогревателя кунга, расположенного над кабиной.
Связисты бывают разные. Ведомственные типа телевидения, газовых и нефтедобывающих организаций, радио. А также коммерческих фирм — вроде сотовых служб и интернет-компаний. И всем им нужен небольшой грузовик. Для перевозки внутри кунга специалистов по обслуживанию техники на местности. А также для всего их инвентаря. И чтобы был комфорт внутри для работы в любых погодных условиях.
Кабели и радиочастотные вышки зачастую расположены вне дорог и до них еще нужно оперативно добраться. Не важно на улице мороз, снег, ветер или дождь. И ГАЗ Садко с этим успешно справляется! Потребители хотят иметь исправную связь всегда, потому за это готовы не мало платить.
Коммунальные службы
Они обожают ГАЗ Садко. На фото ниже виден автомобиль со шноркелем — значит, под капотом ММЗ Д245. А также видно бачок сразу на кунге за водительской дверью. Это для отдельного дизельного фена для обогрева кунга. Бывает что и несколько суток приходится работать на устранении аварий и прорывов коммуникаций.
Автомобиль хорош тем, что компактный в размерах и отлично подъезжает туда куда нужно. Обратите внимание, что кунг у него увеличенного размера и по ширине и по высоте. Внутри там целая мастерская: тиски, точильный станок, сверлильный, куча инструмента. А также сварочный аппарат, в том числе переносной, генератор тока. Насос для откачки воды, запасы труб, кабелей, спецодежда. Место для перевозки экипажа, для короткого отдыха в непогоду и для приема пищи.
У таких машин, как правило, малый пробег, максимальная комплектация с завода и отличное доп оборудование, включая подогрев мотора. Они зачастую по истечении 5-10 лет продаются в свободной продаже любому желающему. И они отлично подходят для создания своей мастерской, типо шиномонтажа или мобильного автосервиса. А также для создания автодомов на продажу или себе. У них соответствующие ПТС со всем вписанным туда уже имеющимся оборудованием. Их не нужно сильно дорабатывать. А тот же кунг — как термос, уже утепленный. Летом внутри прохладно, а при подогреве зимой — долго сохраняется тепло. См об этом подробнее видео ниже.
О ГАЗ 3308 отзывы представлены ниже.
Для бригад на северах
Как говорится, легендарные гены и проходимость ГАЗ 66 — передались и ГАЗ 3308 Садко. На фото ниже типовая машина для северных работ. Внутри может быть все что угодно. Вроде станции для замены масла в спецтехнике, которая работает в радиусе 300 км (экскаваторы, карьерные самосвалы, буровые, грейдеры и пр). Приезжает к сроку, на месте меняет масла, смазки и фильтра и едет к следующему.
Используются также для перевозки бригад людей при смене вахты на вырубках, буровых станциях, в карьерах и прочих местах.
Сверху, например, видно что для кунга установлен кондиционер и отопитель. Наверху корзина для вещей. Также могут устанавливаться солнечные батареи — для подзарядки АКБ на стоянке, для питания средств связи. Или для АКБ и электрики кунга.
Очень популярны сейчас парогенераторы на базе грузовиков. Когда для работы в холода и морозы нужно быстро разморозить землю перед работой экскаватора или лопатами. Там внутри котел. вырабатывающий пар. Рукава с паром направляют на нужный участок земли. Пар проникает на глубину до 1 метра и земля становится мягкой как летом. Прорыли метр, опять отпарили и так до нужной глубины. В результате за небольшое время выполняется огромная по объему работа в любую погоду.
Здесь ГАЗ 3308 Садко тоже без шноркеля — значит уже двигатель ЯМЗ дизельный. Расход ГАЗ Садко с этим мотором в среднем 15 л дизеля на 100 км пробега. Как у бензиновой Газели! Но она хуже проходимостью и перевозит всего 1,5 тонны. А ГАЗ Садко с дизелем ЯМЗ перевозит уже 3 тонны!
Двухкабинные версии
Есть и такие, см их на фото ниже. Как говорится, если ехать далеко, свыше 150 км в одну сторону, то лучше сидя в кабине, а не в кунге. Так гораздо удобнее. Конечно же меньше трясет и в целом удобнее ехать лицом вперед. В кунге зачастую люди сидят лицом назад — для экономии места внутри под оборудование.
С технической точки зрения в этом авто все также. В данном случае заказчик пожелал без лебедки с приводом от раздаточной коробки. Но при желании тюнинговая фирма может установить кондиционер внутри кабины, который будет дуть из-за задних сидений. При этом не важно кабина обычная или двойная.
Кузова что выше используют, когда нужно перевозить что-то очень грязное или пахучее. Или нет ограничений по температуре и влажности. Под капотом тот же ГАЗ 3308 дизель от ЯМЗ (без шноркеля).
Когда же, скажем используется электроинструмент, от того же переносного генератора, то используется кунг. Дороже, но эффективнее. Да и людям есть где перекусить. А то и поспать при круглосуточной работе. Для этого сверху, например, видно как под заказ сделали альков, как в автодомах на шасси автомобилей.
Внизу приведен довольно подробный видео обзор автомобиля от профессионального ведущего.
О ГАЗ 3308 отзывы представлены ниже.
Необычные, но востребованные
Это ГАЗ 3308 Садко в версии Вепрь. С цельнометаллической сплошной кабиной. Используется как в армии, так и на гражданке. Вверху виден фароискатель.
Внутри в основном пространство занято лавками по бокам с местами для пассажиров. Так их вмещается больше. А посредине между ног кладется груз. Например, лыжи, или охотничий инвентарь.
На всякий случай спереди лебедка для самовытаскивания или для вытаскивания других.
Частная фирма в том же Нижнем Новгороде производила версии автомобилей с тремя осями. В данном случае задняя ось либо без привода. Когда есть ограничения по давлению на поверхность дороги. Она как подкатная. Когда приходится частично ездить вне дорог и нужно сохранять равную ширину колеи для повышенной проходимости. И в то же время приходится выезжать на асфальт, где за перегруз штрафуют на дорожных весах.
Поэтому вместо двускатных шин сзади приходится использовать дополнительную ось. Зато грузоподъемность увеличивается как у гражданского до 4 тонн.
Второй вариант с раздаткой и мостами сзади от ЗИЛ 131. Тогда получается привод 6 на 6. Но и расход топлива ГАЗ Садко такого вырастает до 20 л на 100 км пути. Ведь все три моста постоянного вращения. Под капотом те же ГАЗ 3308 дизель (Д245 или ЯМЗ).
О ГАЗ 3308 отзывы представлены ниже.
Наследник ГАЗ 3308 Садко
Им стал ГАЗ Садко Некст. Здесь тот же мотор ГАЗ Садко — дизель ЯМЗ. Мосты уже увеличенной нагрузки под 3,5 тонны груза по бездорожью. Главное — удобная кабина с кондиционером с завода и магнитолой от Газон Некст. Приборка, торпедо и эргономика от Газели NN и в целом внутри все как в современной легковой иномарке!
Дошло до того, что эти авто стали производить в Марокко, Турции и поставлять в Австралию! Наконец-то авто с завода получило все зеркала мертвых зон. Полукапотная кабина позволила добиться больше места в кузове и сместила центр тяжести. Что также улучшило проходимость.
Мотор также на 150 л с и под Евро-4. Как мы говорили выше — можно и под Евро-5 и 6. И здесь наконец-то полностью воздушная система торможения с АБС.
ГАЗ 66 по-прежнему в народной любви. Его очень активно используют для off-road покатушек и соревнований. Последние версии с завода шли с дизелями Д245 без наддува и с ним, но Евро-0. Можно и их найти в продаже.
Под капот сами и под заказ чего только не ставят от иномарок, включая от Мерседеса, Тойота, Hino, Isuzu, Iveco и т п. По своим внедорожным способностям авто схож с хаммерами, но превосходит их по проходимости. И на порядок дешевле в цене. ГАЗ 66 по прежнему много на распродажах из армии. Ежегодно в том же парке Патриот в Московской области. Есть так же в продаже из белорусской армии. Цены на них от 150 т р до 1 млн рублей. Джип за эти деньги вы не купите, а ГАЗ 66 — сможете!
В данном случае на фото ниже — на бензиновый ГАЗ 66 человек поставил старый прицеп-автодом, купленный из Восточной Германии. А там внутри все удобства: душ, туалет, 4 спальных места, две столовых зоны и прочее. Но ГАЗ 3308 дизель — гораздо удобнее в эксплуатации.
Отзывы владельцев
Николай, Волгоградская область. Уже много лет работаю на ГАЗ 3308 Садко в электросетях. Как ураган — обрывы, оперативно едем днем и ночью. Машина всегда выручает. Если что в кунге можно и спать, один человек ночует в кабине. Незаменимая машина для таких работ. Средний расход топлива ГАЗ Садко получается около 18 л на 100 км пути по сельским дорогам, грунтовкам и бездорожью.
Сергей, Московская область. Возим на ГАЗ 3308 Садко молоко от ферм на молочный завод. Треть дороги — это грунтовки и бездорожье. Коровники там где луга и сенозаготовки, дорог там почти нет. Другой машины за эти деньги для таких условий просто нет. Все аналоги гораздо дороже. ГАЗ 3308 купить бу из армии выгоднее всего из-за цены. Купили и переоборудовали — поставили бочку от ГАЗ 3307. Средний расход топлива ГАЗ Садко дизель получается около 17 л на 100 км. Очень выгодно. Газель столько же ест бензина. Выручают еще оптовые закупки топлива. У нас своя мини нефтебаза, осталась от бывшего колхоза со времен СССР.
Еще отзывы
Анатолий, Кемеровская область. У меня ГАЗ 3308 самосвал. Купил из армии с хранения. Переоборудовал и вожу уголь по деревням. У меня мини бизнес, песок там, щебень, стройматериалы. В основном уголь на зиму. Машина обошлась по цене до 1 млн рублей, 10 лет возраст. Д245 под капотом. Надежная, только ТО провожу и все. Нашел для себя экономный режим. Езжу со скоростью 60 км/ч и на оборотах около 1100-1200. В итоге расход у меня получается расход топлива ГАЗ Садко 14 л на 100 км пути!
Владимир, Челябинская область. ГАЗ 3308 купить бу на распродаже из армии не проблема. Они проводятся ежегодно. Поставил самосвальный кузов. Вожу дрова под заказ. Выбрал аналогичный режим езды, плюс дрова объемные, но мало весят. И у меня расход даже трасса-грунтовки-прогрев получается средний расход топлива ГАЗ Садко 13 л дизеля на 100 км пробега. Повезло у меня мотор ЯМЗ дизель, очень удачный. Гораздо тише в кабине, чем с Д245.
Итак, мы рассмотрели какой у ГАЗ 3308 расход. С дизелем получается как на Газели с бензином, при этом грузоподъемность в несколько раз выше. Получается весьма выгодный автомобиль с хорошим продолжением в виде ГАЗ Садко Некст.
Всем удачи по жизни и на дорогах!