УРАЛ 375 — машина легенда родом из НАМИ. Его создавали лучшие автомобильные конструкторы 1960-х. Опыт был гигантский и авто получилось весьма качественное. Директор завода ЗИЛ когда узнал про появление УРАЛ 375, то всячески не хотел ставить на производство у себя аналогичного, но меньшего по размерам ЗИЛ 131. Его даже передали на серийное производство в Брянск. Освободили, так сказать, конвейер под УРАЛ 375 в Москве. Директор сразу понял преимущества нового авто из НАМИ. Расскажем про расход топлива УРАЛ 375.
Но в министерстве рассудили здраво, что за УРАЛом в СССР подобная техника гораздо важнее в условиях сурового бездорожья и тяжелого климата, заболоченности огромных территорий с зонами вечной мерзлоты. Это историческое решение спасло машину. Ибо завод ЗИЛ в 2016 году, после 100 лет работы, канул в прошлое. Как и серийное производство ЗИЛ 131 в соседнем Новоуральске около Челябинска. Рядом же в г Миасс и поныне производятся и совершенствуются автомобили марки УРАЛ. Сначала появился просто УРАЛ 375 с матерчатым верхом кабины. Расход бензина УРАЛ 375 в паспорте изначально написали от 48 л на 100 км пути.
УРАЛ 375 Д (доработанный с полностью металлической кабиной), как и его прародитель ЗИЛ 131, пошли в большую серию в 1964 году. Двигатель у них практически один и тот же от ЗИЛ 130. Только двигатель УРАЛ 375 форсированный со 150 до 180 л с. Соответственно, у УРАЛа 375 КПП, раздатка, мосты, карданы и прочее, включая нагрузку и проходимость рассчитаны на более высокие нагрузки. Расход бензина УРАЛ 375 изначально был оправдан тяжестью предстоящих задач.
Отзывы о УРАЛ 375 представлены ниже.
Двигатели УРАЛа
Под капотом у УРАЛ 375 Д стоит двигатель от ЗИЛ 130, но на 180 л с. В те времена в нефтедобывающей стране бензин стоил весьма дешево. Меньше рубля за литр. И его расход, ради освоения труднодоступных территорий, никто в расчет не брал. Сколько ест — столько и дадим. Работу нужно выполнять сегодня и сейчас, а лучше вчера, завтра уже поздно. У первых машин расход топлива УРАЛ 375 был по современным меркам просто шокирующим — в среднем около 50 л на 100 км пробега. По паспорту от 48 л по асфальту в размеренном темпе без груза. Но по асфальту на них почти не ездили (для этого были другие машины типа ЗИЛ, КАМАЗ и МАЗ).
В основном, УРАЛ 375 использовали по грунтовкам и полному бездорожью. До 70 л по полному бездорожью с грузом в 5-6 тонн это еще немного получалось. На дизельном (с двигателем от КАМАЗа или МАЗа) нагрузку увеличат до 6-8 тонн. Сейчас на современных УРАЛах она доходит до 10 тонн по бездорожью. По асфальту можно на несколько тонн больше. Также можно было цеплять прицеп, но тогда проходимость ухудшалась, расход топлива УРАЛ 375 еще вырастал. Были варианты с активным полуприцепом с приводом его задних осей через привод в седле и далее с помощью карданов и мостов в осях полуприцепа.
Мотор ЗИЛ 375 — он же УРАЛ 375 с надписью ЗИЛ на клапанной крышке.
Отзывы о УРАЛ 375 представлены ниже.
Вариации моторов
Основным слабым звеном в конструкции был двигатель УРАЛ 375, его малое количество лошадок (180 л с атмосферный). Но в 1980-е на них пойдут дизели КАМАЗ-740 (турбированный на 210 л с). А после пожара на заводе двигателей КАМАЗ в Набережных Челнах в 1996 году, станут устанавливать альтернативные моторы сначала ЯМЗ-236 (на 6 цилиндров 180 л с), а потом ЯМЗ-238 (на 8 цилиндров 240 л с). Внешне машины с дизелями отличаются более вытянутыми вперед капотами. ЯМЗ по массе тяжелее, но надежнее и больше имеют момента для бездорожья и перевозки грузов. КАМАЗовские моторы изначально легче по массе, трассовые, лучше и экономнее подходят для дальних перевозок. Хотя за счет передаточных чисел в КПП и раздатке они отлично подходят для УРАЛов, БТР-80 и их даже ставят сами с уральской КПП в ЗИЛ 131. От чего последние быстро бегают и улучшается проходимость вне дорог.
Чем же так хорош бензиновый УРАЛ
Итак, изначально был мотор от ЗИЛ 130, форсированный до 180 л с (получился двигатель УРАЛ 375). Для сравнения дизельный КАМАЗ-740 от 210 л с. ЯМЗ-236 от 180 л с и более (при установке турбины, охлаждения надувочного воздуха и прочих новшеств).
Но бензиновый, ставший одноименным двигатель УРАЛ 375 (ЗИЛ 375), имеет ряд преимуществ. От того он до сих пор любим при работе на северах. В частности:
- Заводится в абсолютно любой мороз. Ничего дополнительно подогревать не нужно (топливо или масла в агрегатах). Рабочая температура всех узлов автомобиля от — 50 до + 50 градусов Цельсия. Ездят они и в пустынях Крыма, Ирака, Ирана, Сирии, Египта.
- Максимально прост в устройстве. С карбюратором. Ест самый дешевый и не особо чистый бензин. Ломаться там особо не чему. Октан большой роли не играет, подходи все от 72 до 93 бензина. Чем меньше октан — тем выше расход. Всеяден.
- При желании ставится газ (пропан или метан) для экономии топлива и два инжектора со всеми необходимыми датчиками от ВАЗ 2110 с настраиваемым ЭБУ Январь. Это дает экономию и дополнительную мощность. В будущем можно и водород. Подобные 500 авто были в блокадном Ленинграде в 1941-43 гг. Его как топлива был избыток для заправки аэростатов заграждения неба, при почти отсутствии бензина. Местный инженер для этого всего лишь заслонку подачи топлива переработал и все.
- Самое главное — у бензинового УРАЛ 375 великолепная тяга на нижних оборотах. Он может буквально на холостых раскатывать взад и вперед снег большой высоты. Лезть в тяжелую грязь. И долгое время буквально ползти через болотину, пашни, заливные луга или колеи, не испытывая какого-то дискомфорта.
Версия УРАЛ 377
УРАЛ 377 на фото вверху отличался более длинным кузовом с запасным колесом под ним, сразу за пассажирской дверью. В гражданской версии не было переднего моста. Это позволяло даже на бензиновой машине возить порядка 10 тонн груза в качестве штатной нагрузки. Также ставились более широкие и меньшего размера колеса. В ряде случаев двускатные, что также увеличивало грузоподъемность машины. Такие варианты автомобилей, в том числе удлиненные, использовались только на дорогах с твердым покрытием. В основном они эксплуатировались в восточной части СССР.
Тонкие преимущества УРАЛ 375
- В СССР — это был любимый авто в любом крупном гараже в роля балластного тягача. Из-за его высокого нормированного расхода бензина на него просто списывали бензин, который брали на личные нужды. Как своего рода премию. Сам УРАЛ 375 Д стоял у стенки, редко используясь по назначению. Нужный километраж наматывали вывешивая и вращая его колеса в гараже на стенде ремонта трансмиссии. Или просто вращали тросик КПП чем-то вроде электродрели, поскольку спидометр был опечатан. Так наматывали для отчетности нужные километры.
- Сейчас огромное количество запчастей на него на складах со времен СССР. См об этом подробно видео ниже. Можно купить напрямую от производителя с минимальными наценками. Доставка по любому указанному Вами адресу.
Отзывы о УРАЛ 375 представлены ниже.
Второе успешное применение бензиновых УРАЛ 375
Собственно, в западной группе войск в Германии вплоть до 1994 года, когда эту группу вывели в Россию. Для Афганской войны 1979-1989 в приказном порядке спешно создали дизельные версии УРАЛ 4320 с двигателями КАМАЗ-740. Бензиновые при подрыве на минах и при обстрелах быстро сгорали, а то и взрывались. Почти не оставляя шансов экипажам и пассажирам вырваться из-под обстрела.
То в мирной Европе такой проблемы не было. Там основной задачей УРАЛ 375 были ежедневные транспортировки всего и вся в части и на полигоны (топливо, снаряжение, снаряды, продукты питания и т п).
Отзывы о УРАЛ 375 представлены ниже.
Довольно быстро выяснилось, при их поставках в 70-80-е гг, что в Европе перестали на обычные заправки поставлять топливо АИ-72, 76 и даже 80. Массово стали применять АИ-92 и АИ-93. Поэтому головки бензиновых двигателей немного переделали. Увеличили им степень сжатия до нужного октанового числа. Таким образом, сохранилась возможность заправлять УРАЛ 375 в Европе, не только на заправках в частях, но и в любом месте на любой заправке. Что весьма важно в нужное время.
Под Европу
Но такие модели эксплуатировались только в Европе. Модели же бензиновый УРАЛ 375 под бензин 72, 76 и 80 поставлялись на русский север. Для нефтянников, газовиков, геологов, лесозаготовок. У тех кто занимался строительством и обслуживанием дорог, связистов, тамошних госслужб, частей армии и МВД. Для организаций, массово добывающих различные полезные ископаемые.
На севере бензиновый двигатель УРАЛ 375 на 180 л с карбюраторный атмосферный проявил свои лучшие качества. С ним всегда тепло в салоне, всегда заводится, отличная проходимость даже на холостых оборотах. Максимально прост в эксплуатации. Ест бензин любой степени очистки.
Отзывы о УРАЛ 375 представлены ниже.
Профессиональное и подробное видео про бензиновый УРАЛ см ниже с кучей подробностей.
Отзывы владельцев
Владимир, г Ростов-на-Дону. Довелось в конце 80-х служить на Украине. В тамошних частях очень много бензиновых УРАЛ 375. Сказывался климат, зимой в степи температура в мороз опускается до — 40 градусов по Цельсию! Казалось бы юг, но тем не менее реальность такова, что военная техника всегда должны быть боеготовой. Поэтому такой подход был оправдан. За расходом топлива никто особо не смотрел — сколько нужно столько и заправляли. Средний расход топлива УРАЛ 375 получался около 50 литров по дорогам общего пользования. А по бездорожью, особенно по грязи и снегу, доходил до 100 литров на 100 км! Но ни разу не подвел, всегда в нем тепло и везде проедет.
Александр, г Иркутск. На автомобиль УРАЛ 375 работал при строительстве БАМа в 1980-е. В жуткие морозы до — 50 только они и справлялись. Сроки стояли жесткие, нужно было все успевать. Заводился в любой мороз. Пока другие отогревали свои КРАЗы, МАЗы, мы работали и получали премии. Возили в основном снабжение, продукты питания, запчасти, людей на работы, инструмент. Обслуживали работу смен каждый день. Конечно, на бездорожье расход доходил до 70-80 л на 100 км. Но мы ни разу нигде не встали и не замерзли. Такой подход был оправдан. Человеческая жизнь дороже.
Еще отзыв
Валерий, Волгоградская область. Служил на таком в Афганистане. Возили топливо от Кабула в части вдоль Пакистанской границы. В северной части страны было относительно тихо. Основные бои шли на юге. Мы под обстрелы попадали редко. Мой «наливник» (заправщик) или как еще называли УРАЛ «метр жизни», конечно был лучше КАМАЗа и по проходимости и по живучести. Если что мина рвалась под капотом и экипаж в кабине выживал. Дороги в основном были горные, типа наших грунтовых. Часто приходилось ездить на минимальной скорости. Пока обвалы объедешь или дорога в тоннеле. Особенно при подъездах к местах разгрузки — погрузки или при объезде заправляемой техники прямо на марше или на месте постоянной дислокации. Ни разу не подвел, надежная машина. Расход топлива УРАЛ 375 примерно составлял 50-60 л на 100 км в условиях горной местности и грунтовых дорог.
И еще отзыв
Сергей, Архангельская область. Мы на таких лес зимой возим. В теплое время дизельные используем. Велики их запасы на армейских складах. Стоят недорого, продают их и в Беларуси, но там они похуже состоянием. Наши в ангарах стоят, у них же экономят — под открытым небом хранятся в частях. Покупают их на распродажах и к нам. Бензиновых до сих пор полно с хранения. Это и хорошо. Дешевых по современным меркам запчастей на складах также навалом. По сути на каждого приходится по две машины. Ездим по одному, если что случится — помощи ждать долго. Но так экономнее по зарплате, выгоднее по премии. Машина надежная, очень редко ломается, хотя дорог здесь почти нет. Бензиновый великолепен зимой. Заводится легко, прост в обслуживании. Там где УРАЛ 375 проедет, ничего другое не может. На вырубки только на УРАЛах и ездим. Купить УРАЛ 375 можно и сегодня, но только под специфические задачи или для души.
Манипулятором сами себя грузим и к местах перевалки. Те же КАМАЗы только с мест перевалки и далее к погрузке на ж/д едут. Они больше везут и экономнее по расходу горючки, но проходимость у них заметно хуже. УРАЛ 375 великолепен на малые расстояния. Затраты по топливу с лихвой окупаются за счет стоимости и потребности для всех в лесе. Ничего другое здесь не годится. Только если гусеницы, но у них и затраты топлива от 100 л на 100 км. А так расход топлива УРАЛ 375 бензиновый порядка 40 литров пустой отлично настроенный. Бензин сейчас чище чем раньше и в основном дешевый АИ-80 используем. А на груженом до верху расход топлива УРАЛ 375 от 70 до 90 литров доходит.
И еще один отзыв
Николай, Новый Уренгой. Зимой мы в основном на бензиновых УРАЛах ездим там, где требуется спасение или обеспечение людей. Знаем, что этот точно доедет где угодно. Реку переедет вброд с водой по пол кабины, а то и по шею, забор воздуха у него как раз по эту высоту стоит на правом крыле. Рек на северах довольно много. Грязь или глубокий снег проедет, особенно когда все тает и вода размывает привычные дороги. Пока их снова не подсыпят и не подравняют. Они у нас как технички для всех тяжелых случаях в запасе стоят на всех основных стоянках. И как баластные тягачи. В общем, расход топлива УРАЛ 375 выходит от 50 до 90 л на 100 км. В зависимости пустой едешь в идеальных условиях или с грузом по полному бездорожью. Грузим до 6 тонн, если больше то вязнет или мотору тяжело. Замечательная машина, не смотря на всю свою спартанскую обстановку.
Заключение
Автомобиль УРАЛ 375 — тот случай, когда конструкторы, технологи и серийное производство не подкачали. Выдали качественный продукт на долгие десятилетия. Их выпускали с 1957 по 1993 год. Их до сих пор полно как в эксплуатации, так и в продаже с хранения. Дешевая, простая и надежная машина для большинства повседневных задач. Практически не заменим по своим эксплуатационным свойствам. Да, есть лучше, но и дороже получается. Поэтому расход бензина УРАЛ 375 мало кого теперь удивляет, учитывая возможности современных технологий по его уменьшению путем установки хорошего дозатора — инжектора. А также путем использования газа вместо бензина. При желании можно и турбину установить. Или кардинально заменить мотор на дизельный. Выбор сейчас просто огромный как среди отечественных, так и зарубежных моторов (КАМАЗ, ЯМЗ, ММЗ, Hino (Toyota), Isuzu, Mersedes и т д).
Поэтому автомобиль с минимальными изменениями производится и в наше время там же в г Миасс Челябинской области. С самым широким применением как на государственной службе, так и в коммерческой и частной сфере.
Купить УРАЛ 375 из первых рук можно с хранения из армии России или Беларуси. Что-то идет через аукцион, что похуже — прямые продажи (см сайт Росрезервы.РФ). Также полно вариантов на Авито, drom, auto и Юла.
Всем удачи по жизни и на дорогах!