ЛУАЗ 969 «Волынь» — первый в СССР серийный полноприводный автомобиль непосредственно для продажи в руки сельского населения. Итак, мы рассмотрим расход топлива ЛУАЗ 969.
До него были попытки на заводе ГАЗ — была полноприводная Победа, в количестве всего 4677 штук (с 1955 по 1958). Перешли на Волгу ГАЗ-21 и Победу сняли с производства. Следом МЗМА (он же АЗЛК, он же завод Москвич в Москве) в 1957-60 гг: Москвич 410 (седан около 11 000 шт) и 411 (универсал около 1500 шт).
Уже существовали УАЗ Буханка и Головастик с 1958 г. Начали выпускать капотный УАЗ 469 с 1972 г. Но УАЗы не продавали в частные руки. Дело шло к появлению НИВЫ с 1977г, 80% которых уходили на экспорт (самый продаваемый за всю историю СССР зарубеж легковой автомобиль). Но все это были автомобили для армии, МВД, геологов и прочих служб в качестве спецтранспорта повышенной проходимости. Ничего доступного по цене для населения и в свободной продаже в условиях плановой экономики не было. Пока не появился LUAZ.
Как появился и где родился ЛУАЗ 969
Наконец, как говорят, звезды сошлись, в МинАвтопроме и его центральной институте НАМИ услышали пожелания правительства страны о создании малогабаритного автомобиля повышенной проходимости для сельских жителей. Ибо задач там повседневных много, а личного транспорта почти нет. А тот, что есть, большую часть года из-за отсутствия дорог — не способен передвигаться по окружающей местности. За основу взяли узлы ТПК (см его фото ниже) — транспортер переднего края для эвакуации раненых под обстрелом с поля боя в госпиталь. Он был плавающий. Изначально имел мотор от мотоцикла, потом воздушного охлаждения от первого Запорожца. Производился там же на Украине. Сначала на ЗАЗ, а потом на расширенном производстве под автомобили — на ЛУАЗ.
Собирали этот ТПК ради удешевления конечной цены из тех самых отдельных узлов, созданных в конце 50-х в НАМИ. Двигатель, КПП вместе с раздаткой и передним мостом в одном корпусе. Карданы, задний мост и лебедка. Плюс сам кузов полурамного типа, открытый сверху с усиленными лонжеронами снизу.
Конструкция была обусловлена необходимостью добиться минимальной высоты, чтобы быть как можно менее заметным на поле боя и уменьшить шансы попадания пуль при обнаружении его. Управлять им можно было лежа по центру, рулевая колонка вместе с приборами опускается в горизонтальное положение. Для двух раненых были места слева и справа. Плюс лебедка для самовытаскивания и чтобы без лишних усилий подтаскивать раненых тяжелых по весу бойцов малозаметным способом. Для последующей погрузки и вывоза с поля боя.
Отзывы владельцев ЛУАЗ 969 представлены ниже.
Двигатели ЛУАЗ 969
Завод в Луцке занимался ремонтом разной техники, в том числе военной. В Запорожье делали Запорожцы ЗАЗ 965 (прототип Fiat 500). В Мелитополе производили двигатели воздушного охлаждения на 30 л с (0,9 л), потом 40 л с (1,2 л). Компактные V-образные по два цилиндра с каждой стороны.
И в конце для Таврии и ЗАЗ Шанс водяного охлаждения 4 цилиндра в ряд в 1,1 л на 53 л с. Последний стал наиболее удачным и ставился на ЛУАЗы все 90-е г. Расход топлива ЛУАЗ 969 за годы производства был от 7 до 9 л бензина АИ-76,80 , а с последним мотором, за счет нормальной мощности, наоборот снизился до 5-7 литров бензина АИ-92.
В итоге в Луцке стали делать компактные ЗАЗ 969 исключительно для населения. В армии они никогда не служили. Повторимся, что именно их прародитель, ТПК (ЗАЗ-967 или ЛУАЗ-967 на фото выше) служил в армии и в частные руки до 2000-х гг не продавался. На узлах которого и создала первый ЗАЗ 969, см его на фото ниже.
Фото ЛУАЗ 969 в различных вариациях представлены по тексту статьи.
Отзывы владельцев ЛУАЗ 969 представлены ниже.
Внешность и конструктив
Создан был по моде 70-х гг. Что-то от ГАЗ-69 — брезентовый верх, в том числе на дверях. Всюду прямые формы. Слева на фото частично видно УАЗ, а справа ТПК. В общем-то, все джипы тогда в мире были с открытым верхом. Наследие опыта Второй Мировой войны. Лишь с появлением НИВЫ в 1977 году (общепризнанного первого в мире кроссовера) весь мир начнет думать и строить иначе. С элементами легкового комфорта и стремлением к уменьшению веса и расхода топлива.
Первые авто были именно ЗАЗ 969 в начале 70-х гг комплектовались только передним приводом. Задние мосты еще не успели освоить в производстве. Поэтому кардан под задний мост использовался как в тракторах и мотоблоках в качестве вала отбора мощности — для вращения различного оборудования.
Типа косилки или дробилки, пожарного, поливального оборудования и тому подобной техники на селе. Включался он отдельным рычагом рядом с рукояткой КПП на полу. Расход топлива ЛУАЗ 969 в этот период в среднем составлял около 6-7 л на 100 км пробега только с передним приводом.
Наконец-то полный привод
С середины 70-х временно станут делать постоянный полный привод и автомобиль станет уже называться ЛУАЗ 969. С 1979 г и до самого завершения производства в 2001 г с будут делать ЛУАЗ 969 М с постоянным передним и подключаемым задним приводом. При подключении которого расход топлива ЛУАЗ 969 увеличивался где-то на 1 л пустым и до 2 л груженым и составлял соответственно 7-9 л на 100 км пробега.
Автомобиль до 1979 г выпускался малыми партиями. Был весьма спартанским. Собственно на селе такой и был нужен. Для перевозки сена, поездок на рыбалку, охоту, по грибы — ягоды, в сады. Для перевозки малых грузов, типа кормов для животных, картошки, инвентаря и инструмента для обработки земельных участков, урожая. В общем, постоянное присутствие пыли и грязи в салоне обеспечены. Поэтому хорошие отделочные материалы были противопоказаны. Крейсерская скорость 40-60 км/ч. В общем-то, дороги того времени быстрее и не позволяли ездить.
Отзывы владельцев ЛУАЗ 969 представлены ниже.
Самый массовый вариант
В 1979 г проведут самую серьезную модернизацию и в таком виде ЛУАЗ 969 М будут выпускать до 1991 года. Авто получит обновленный спереди кузов и панель приборов. Двигатель слегка большего объема на 1,2 л мощностью 40 л с. Чего будет хватать для разгона авто до 100 км/ч в теории. На практике же полностью торсионная подвеска, великолепная и износостойкая для перемещения по грунтовке.
И пара амортизаторов спереди (никаких пружин и рессор) не позволяли комфортно ехать свыше 70-80 км/ч. Крейсерская (средняя скорость вырастет) и составит порядка 40-75 км/ч. Если быстрее — то тряско и двигатель в жару сильно греется. Плюс повышенный шум от него. Никакой шумоизоляции в автомобиле нет.
В отличие от Запорожца, компоновка кузова была более удачной и прогрессивной. Двигатель спереди, а не сзади, что давало огромное преимущество в перевозке грузов различных габаритов. Складной верх. Передние сиденья так установлены, а двигатель вынесен за переднюю ось вперед, плюс КПП на оси (в ней же передний мост и раздатка в одном корпусе), чтобы передняя ось всегда была нагруженной.
Отчего повышалась проходимость и зачастую экономилось топливо, поскольку не приходилось включать задний мост. Особенно, если сзади никого нет и никаких грузов. Таким образом, средний расход топлива ЗАЗ 969 М составлял 6-7 л АИ-76 на 100 км пути.
Особенности мотора
Охлаждение мотора тоже было более удачным, чем у Запорожца. Воздух большим вентилятором не вытягивался от горячего двигателя с автоматически регулируемыми жалюзи, а наоборот. Во-первых, набегающий поток воздуха спереди более удачно охлаждал мотор. А во-вторых, вентилятор нагнетал воздух на ребра рубашки охлаждения мотора.
Плюс там также были жалюзи для регулировки потока воздуха, которые управлялись водителем вручную. Что оказалось более удачным решением. Смотришь на датчик температуры двигателя на приборке и регулируешь рычагом с водительского места положение жалюзи. Особенно зимой делаешь меньше поток, а в жару летом — больше.
Преимущества кузова
Отсутствие крыши мешало лишь зимой в мороз. Но, как правило, этой машиной зимой мало пользовались. Разве что заядлые охотники, рыбаки и лесники. Автомобиль для зимы был очень хорошо приспособлен. Двигатель воздушного охлаждения не требовал заправки водой. Тосол в те годы почти не использовался. Горячую воду повсеместно в авто заливали утром и сливали внизу мотора через краник вечером. А это порядка 10 л каждый день!
Так что двигатель воздушного охлаждения легко заводился в любой мороз. Другая проблема — отопление салона, решалась как в Запорожце, в салоне и под капотом стояла отдельная печка, работавшая автономно на бензине. Если мотор вдруг не заведется, как в обычной машине, то с этой печкой можно долго согреваться внутри авто довольно долго. Кроме того, в отличие от Запорожца, этой печкой, если нужно — можно было подогреть мотор! Расход топлива ЛУАЗ 969 при этом был из единого бака, что весьма удобно.
Отзывы владельцев ЛУАЗ 969 представлены ниже.
Или люди или груз
В общем, складная крыша была отличным подспорьем на югах, оттого их там по-прежнему много. В жару в металле, даже в любой обычной машине жарко. А тут откинул верх и с ветерком, никакой кондиционер не нужен, лишнее устройство.
Опять же увеличиваются возможности по погрузке и перевозке длинномеров типа досок, рулонов линолеума и прочего необходимого в быту. Сена можно гораздо больше нагрузить, оно мало весит, но объемно по размеру.
Способствовали всему этом и складные сиденья в кузове. Они просто убирались влево и вправо. Можно их было вообще снять, как и пассажирское переднее правое. Задний борт вместе с запаской откидывался вниз, увеличивая возможности погрузки. Авто мог везти 2-х человек и 200 кг груза. Или 4-х человек, что бывало крайне редко. Когда сидели все четверо, то мест для поклажи и не оставалось, они как раз сиденьями и спинами упирались в задний борт. Расход топлива ЛУАЗ 969 рос с ростом его загрузки, ибо слабый безальтернативный мотор должен был все это тянуть и тащить на себе.
Безопасность, тормоза и ресурс
Также с 1979 года автомобиль получил травмобезопасную переднюю панель в случае аварии. Но в аварию на ZAZ 969 попасть было сложно, поскольку скорость его передвижения была и так маленькой.
Тормоза по кругу стояли барабанные. Специально, чтобы меньше изнашивались от попадания грязи и песка на поверхность колодок. Зачастую именно такие тормоза стоят на внедорожной технике, закрытые в кожухе со всех сторон. Хуже отводят тепло, но там и скорости не те, зато гораздо меньше изнашиваются.
В целом ZAZ 969 как и Запорожец и позже появившаяся ОКА отличался малым ресурсом узлов. На первых он в целом был рассчитан на 50-70 тыс км. Потом машину латали, капиталили или сдавали в утиль. За счет небольших расстояний поездок этого хватало до 10 лет владения. Потом уставал металл кузова.
На модели с 1979 г ZAZ 969 М ресурс узлов довели до 100 тыс км. Потому многие машины именно этой самой массовой модели сохранились и используются до сих пор. Возни с их обслуживанием было не мало (низкокачественные детали и запчасти, множество узлов смазки и частого обслуживания). В общем, для тех у кого есть много свободного времени. Что стало одной из причин отказа от них в последствии в пользу более совершенных автомобилей. Так что не расход топлива ЛУАЗ 969 был основной заботой, а его поддержание в рабочем состоянии.
Отзывы владельцев ЛУАЗ 969 представлены ниже.
Достоинства и особенности салона ЛУАЗ 969
Места внутри довольно много, особенно для задних пассажиров. Можно вытянуть ноги почти в полную длину. Или положить ногу на ногу.
Сделано это специально так, чтобы люди сзади создавали своим весом дозагрузку задней оси. Для улучшения проходимости. А груз клали между рядами сидений. Опять же такая расстановка сидений улучшала вход и выход сзади. Расход топлива ЛУАЗ 969 в условиях дешевого бензина до самого конца 90-х гг не имел особого значения.
Передние сиденья для входа и выхода задних пассажиров откидываются вперед вверх как и в Запорожце.
Но если что — можно было войти и выйти через задний откидной борт. Что весьма удобно в стесненных условиях, например на парковке.
Убранство внутри автомобиля весьма спартанское. Есть все минимально необходимое. Но этого вполне достаточно для выполнения повседневных задач. И для перемещения в сутки примерно до 200 км пробега.
Кто-то переделывал убранство внутри. В частности, задние заводские сиденья менял на боковые откидные лавки. Что увеличивало количество пассажиров вне дорог, или по грунтовым дорогам до 6 человек. Когда на селе и так мало транспорта, это вполне себя оправдывало (см фото ниже).
Отзывы владельцев ЛУАЗ 969 представлены ниже.
При желании можно сделать больше
Прицепы на них таскали весьма редко. Мягко говоря штатного мотора хватало только для собственного перемещения. Но его также вполне хватало для очень сложного бездорожья. Плоское днище, полностью закрытые в металлические кожухи все узлы трансмиссии внизу авто давало огромное преимущество на бездорожье.
Опять же малый вес всех узлов, их компактность и совмещенность в одном: КПП + передний мост + раздатка в одном кожухе. И вал на задний мост был в кожухе (в трубе). В общем, при всем желании снизу на авто ничего не оторвешь.
А если в руки взять сварку и герметики, то при желании можно заделать все отверстия, придать ЗАЗ 969 плавучесть и сделать его водоплавающим для штурма рек и озер. Тогда расход топлива ЛУАЗ 969 будет еще более оправданным.
В Ютубе есть видео о том, как у деда что-то все время воровали с его Запорожца, пока он рыбачил на реке или острове. А машину оставлял на берегу. В итоге ему это надоело, он на самом обычном Запорожце заделал все отверстия и стал на нем плавать на рыбалку. Попросту брать его всегда с собой!
Ход на воде осуществлялся за счет вращения задних колес. Незамысловато, просто, а главное — работает.
Работа полного привода
Ниже приведена схема работы трансмиссии ЛУАЗ 969. Передний привод постоянный. Задний мост управляется рычагом рядом с КПП. Включается до начала движения. Отдельным рычагом блокируется задний мост. И только он. Никакой блокировки переднего моста или межосевого дифференциала нет. Есть понижающая передача, которая включается рычагом включения заднего моста при включенной нейтрали КПП. Более подробно в действии см как работают органы управления на видео ниже.
И это был первый в СССР переднеприводный автомобиль! С подключением заднего моста, его блокировкой и понижающей передачей для обеих мостов.
Ничего не напоминает в современном мире? Рено Дастер и, впрочем, большинство современных кроссоверов. Мягко говоря, ЛУАЗ 969 стал первым в мире с реализацией подобной трансмиссии, да еще с уникальным передним мостом (три узла в одном!).
У тех же ГАЗ М72 Победа, Москвич и УАЗ передний мост подключаемый, а задний основной. У НИВЫ постоянный полный привод.
При преодолении грязевых препятствий ЛУАЗ может буквально проходить их на брюхе, как БМП-1,2 (боевая машина пехоты гусеничная, плавающая).
При этом имея малый вес и вращая колесами — спокойно выбирается практически из любой грязи, давая фору более тяжелым УАЗам и полноприводным грузовикам. Поспорить с ним может разве что НИВА, также имеющая малый вес. Но НИВА берет только ходом, и там снизу есть чего оторвать. У ЛУАЗ 969 все механизмы закрыты и не выступают из ровного днища. Настоящая амфибия, разве что не плавает. Но и это поправимо в умелых руках. Расход топлива ЛУАЗ 969 в среднем в 7-8 л АИ-80 полностью оправдывался его проходимостью. Для сравнения у НИВЫ на бездорожье порядка 12л АИ-92, у УАЗа от 20л АИ-80.
Отзывы владельцев ЛУАЗ 969 представлены ниже.
Прекращение выпуска LUAZ 969 и его последователи
С прекращением существования СССР, появлением открытого рынка автомобилей, наплывом иномарок закончилась история ЛУАЗ 969. Люди постепенно стали зарабатывать больше, появилось любопытство покупки чего-то иного, отличного от привычного.
И спрос на авто почти исчез, то что продавали не окупало затраты на минимальное количество производства машин. Создали новую модель, см на фото ниже. Типа НИВЫ. Но покупатель предпочел сразу покупать изначально более комфортную НИВУ.
Следующий ЛУАЗ долго испытывали, доводили до ума, рекламировали, много писали о нем, выставляли на выставках. Но инвесторов для реконструкции конвейера не нашли.
В итоге завод стал называться вместо ЛУАЗ — Богдан, его выкупили частные лица. И стали собирать машинокомплекты сначала НИВА и УАЗ, а потом Лада 2104, 06, 07. Впоследствии ВАЗ 2110, но сразу с кондиционерами. Потом иномарки типа КИА. Последними собирали автобусы и троллейбусы.
В последнее время уже на ЗАЗ собирали машинокомплекты Лада Ларгус, Лада Веста и ГАЗель.
Отзывы владельцев ЛУАЗ 969
Владимир, Волгоградская область. Мне LUAZ Достался от деда. Он его брал новым, ездил на нем только летом. Сначала на рыбалку и так по хозяйственным делал. Где-то что-то привезти. Я с ним в детстве на пасеку в поля ездил. Жалко продавать. Поддерживаю, езжу иногда, скорее ради ностальгии. Сын подрастет ему передам. Авто уже не современное, но выехать на нем в поля — проедет где угодно. Чинить приходится часто, в основном по мелочам и недорого выходит. Разве что времени тратится не мало. Мотор на 1,2 л с 40 л с. Расход топлива ЛУАЗ 969 получается в среднем 7 л на 100 км АИ-80. У ЛУАЗ 969 характеристики очень даже радуют. По современным меркам своего рода игрушка для молодежи на фоне уже доступных по цене НИВ и УАЗов.
Владислав, Крым. Купили, чтобы туристов катать на свежем воздухе по местным окрестностям. Людям нравится такой раритет, сзади много места, поменяли сиденья, поставили поудобнее стало. Своего рода местный экстрим проехать по любым ухабам. Мотор уже от Таврии на 1,1 л и 53 л с. Тянет хорошо, работает тихо. Расход топлива ЛУАЗ 969 в среднем получается около 6 л на 100 км.
Еще отзывы
Сергей, Вологодская область. Отец брал новым в конце 90-х гг для хозяйских задач. Сено возить, на пасеку ездить, инвентарь, запчасти для техники в поле и т п. Лучше УАЗа хотя бы тем, что гораздо экономнее получается и проходимость лучше. Для мелких задач самое то. Поля не далее 20 км от дома и его вполне хватает для этих расстояний. Дорог весной и осенью нет. То половодье, то дожди. Средний расход ЛУАЗ 969 получается около 5-7 л по дороге или вне дорог. Что меня полностью устраивает. Тот же УАЗ потребляет от 16л на 100 км. Разница весьма ощутима при одинаковом бензине АИ-80. В общем незаменимый в хозяйстве малыш. Особенно когда работаешь на себя и считаешь все расходы. ЛУАЗ 969 характеристики прям радуют своей экономичностью. Я сам механик по профессии. Подобрал нужные масла, вовремя за всем слежу, постоянно им пользуюсь, поэтому ни разу еще не подвел. Да за ним нужно смотреть, но для меня это норма повседневной жизни, техники разной в целом в хозяйстве много.
Алена, Московская область. Мы моим парнем купили LUAZ для off-road по выходным. Приятно видеть когда он запросто лезет там, где сдаются НИВЫ, УАЗЫ и прочие иномарки. Наш малыш всегда вне зачета, ему просто не с кем соревноваться. И нас всегда просят подъехать куда-то, чтобы снять ребят с застрявшей машины. Или съездить быстренько в ближайшее село, где-нибудь в Тверской области, когда требуется помощь посерьезнее. Стоит у родителей на даче. Берем с собой в выходные на покатушки. Он легкий, если далеко — то возим его на автоприцепе. Мотор у нас от Таврии, брали с рук в одной из деревень в Тверской области. Расход топлива ЛУАЗ 969 получается в среднем 5-8 л, соответственно по шоссе и в жуткой грязи. В основном доходим до 6 л.
Заключение
В настоящее время еще не мало ЛУАЗ 969 в частных руках. Сейчас они скорее как раритет для коллекций и музеев. Или в качестве подростковой или взрослой игрушки для выезда на природу. Для чего-то посерьезнее выбирают НИВЫ, УАЗы или бывшие армейские грузовики (ГАЗ 63 или 66, ЗИЛ 157 или 131, КАМАЗ 4310, УРАЛ). Поскольку все они просты и надежны, а главное доступны в покупке и содержании. Ни одна иномарка так не служит за малые средства на бездорожье как наследие советских конструкторов. А главное, на их базе можно компоновать из разных узлов, как сам себе конструктор, что угодно еще более проходимое.
Автомобиль даже получал призы на ВДНХ и на Парижском автосалоне, войдя в десятку лучших авто своего времени. Что-то подобное кто-то помнит в фильмах про Жандарма из Сентропе с Луи де Фенесом в главной роли. Там у них были подобные рабочие авто. В целом таких машин в мире мало. Когда-то были потомки первых джипов типа Виллис, Форд и Jeep. Но они ушли в прошлое уступив дорогу тем же более удобным в использовании УАЗам. Столь же сегодня доступным и неприхотливым как когда-то ЛУАЗ 969.
Расход топлива ЛУАЗ 969 по современным меркам не мал: 7-9 л на 100 км пробега. Но это решается выбором варианта с мотором от Таврии, там расход 5-7 л или установкой более совершенных двигателей-аналогов с инжектором.
А в Европе между прочим сейчас очень много НИВ, но большинство мечтает об УАЗе, см об этом интересное видео ниже.
Где купить ЛУАЗ 969 и его аналоги
Сейчас купить ЛУАЗ 969 до сих пор не проблема. См объявления на сайтах агрегаторах продаж типа auto.ru, drom и avito. Запчасти можно заказать с Украины. Много чего подходит от других авто и в том числе от Запорожца.
А ТПК продаются на сайте Росрезервы.РФ, там же и запчасти к ним со складов есть. Абсолютно новые, прямо с хранения. Прошли годы, в армии их было много, но реально их практически не использовали. Разве что изредка на учениях. В повседневной работе их не было. Потому что предполагались они на случай большой войны с Европой. Которой хорошо что не случилось.
Всем удачи по жизни и на дорогах!