КРАЗ — машина легендарная, с поставками более чем в 50 стран мира, включая Англию. Мало найдется в мире автомобилей, которые смогли бы выживать и работать в тех условиях, для которых создавался KRAZ. Рассмотрим расход топлива КРАЗ и особенности его конструкции, а также эксплуатации, включая современное применение.
Специалисты по переоборудованию грузовых автомобилей помогают добиться практически от любой техники новых более выгодных результатов. Делают из неё любой автомобиль под любые задачи. На сайте https://www.amznn.ru/ можно узнать всё про переоборудование грузовых автомобилей, ознакомиться с особенностями работ и регистрацией изменений в ПТС и СТС.
Больше подробностей см в статье на нашем сайте: Преимущества переоборудования грузовых автомобилей. Через строку «Поиск«.
Первая модель автомобиля была произведена на Ярославском автомобильном заводе (ЯАЗ). Далее производство с этого завода было перенесено в Минск (ЯАЗ или МАЗ 200) и Кременчуг (ЯАЗ или КРАЗ 210). Первые ЯАЗ 210 были с дизельными двухтактными дизелями от американских грузовиков GMC. Сами автомобили ЯАЗ также строились на основе американских прототипов конца 1930-х гг еще с деревянными кабинами. В США тоже еще пока не умели делать кабины из металла. По сути металл натягивали на деревянный каркас.
С 1929 по 1939, а затем с осени 1941 по лето 1945 СССР и США вели очень активные торговые отношения. Это же повторится с 1992 по весну 2022 года. Первое десятилетие совпало с сильнейшим мировым финансовым кризисом. Сначала в США, а затем в Европе обвалились биржи акций. Ради выживания промышленности все эти страны сняли все запреты на торговлю с кем угодно в мире. В СССР никогда не было биржи. Собственников и распределителем всех ресурсов было правительство страны. В СССР был огромный золотой запас и много ресурсов, за счет которых были построены десятки тысяч предприятий (периодл индустриализации). Как только ситуация на биржах выровнялась — СССР опять объявили плохим государством. Далее его помощь потребовалась против фашизма и сотрудничество снова продолжилось. В рамках договора по Ленд-Лизу.
Фото КРАЗ представлены по тексту статьи.
Отзывы владельцев КРАЗ представлены ниже.
Откуда появился КРАЗ?
Сегодня бывший автозавод ЯАЗ — это ЯМЗ (Ярославский моторный завод). Ему выпала миссия делать дизели для всех грузовиков Советского союза и современной России. Двигатель КАМАЗ тоже был построен здесь КАМАЗ-740. И лишь затем, из-за нехватки местных площадей, под этот двигатель построят отдельный завод в НАбережных Челнах. Прямо рядом с заводом КАМАЗ.
Двигатели ЯМЗ, знаменитые ЯМЗ-236 и ЯМЗ-240 также устанавливались на тракторы Т-150 и Кировец соответственно. Со временем у завода появились филиалы в области в горадах Ярцево и Тутаево. Где также собираются дизельные моторы.
Прочие заводы по производству дизельных двигателей в СССР были для тракторов (СМД в Харькове) и специальной техники (ВМЗ во Владимире). Еще были Омск дизель и Алтай дизель. Но это уже для военных нужд.
Расход топлива КРАЗ всегда выбирался из расчета работы в очень тяжелых условиях. Под любые по степени очистки виды дизельного топлива. Разница делалась лишь на летние и зимние сорта. Поскольку дизельное топливо имеет свойство замерзать, становится в трубопроводах как парафин. Сейчас эта проблема повсеместно решена. Все что нужно — подогревается. Фильры, бак, трубопроводы и пр.
Интересные особенности
На фото выше экспортный KRAZ для нужд Великобритании, но под маркой Belaz. Белазы тоже много где трудились по миру. В том числе в англоязычных странах, помимо стран соцлагеря. Причина тому была довольно простая. СССР нужна была валюта для закупок разных иностранных товаров. В этих странах говорили просто: зачем изобретать велосипеды, тратить на столь простые вещи время и финансы, если их можно купить в СССР. Имель в виду товары гораздо более дешевые в производстве, чем у них (КРАЗ, БЕЛАЗ, Москвич, Волга, ВАЗ и многое другое). Опять же им тоже нужны были рынки сбыта для их продукции, включая далеко не бедные по своей экономике соцстраны.
Много чего было взято из конструкции первоначальных грузовиков GMC. Но со временем осталась только концепция простого грузовика. Как из идеи Студебекера постепенно родился легендарный ЗИЛ 157 совершенно отличающийся по своей конструкции.
Инженеры СССР работали не с точки зрения извлечения прибыли. У них были совершенно иные цели и задачи. Полезные и для современной России. Во главу любого изделия ставились долгосрончные перспективы использования, в том числе двойного применения. Имеются в виду модификации с полным приводом. Модное слово модульность использовалось в ином виде и в те времена в виде многозадачности.
Расход топлива КРАЗ также постепенно снижали, не забывая про водителя. Машина с любым некачественным дизельным топливом должна оставаться исправной и на ходу. Поэтому экономия ставилась на 2 очередь вместо условия работоспособности.
Отзывы владельцев КРАЗ представлены ниже.
Почему мало комфорта?
Автомобиль создавался так, чтобы его можно было использовать для государственных нужд в самых разных сферах и задач министерств. На первый план выходили унификация, стандартизация, технологичность, способность к модернизации. А также уменьшение стоимости производства и эксплуатации модели с каждым годом.
Многие удивятся, а где же электропакеты, эргономика и прочие атрибуты комфорта? Как бы это грубо ни звучало — они были лишними. Конечно о них думали, ставили гидроусилители руля, подогрев мотора и салона. Утепление кабины делали. Снижали усилие на рычагах и педалях. Постпенно заменяли все узлы на менее изнашиваемые, менее шумные, менее обслуживаемые.
Но в целом на многое, особенно по электрическим системам и помощникам, было ограничение по температуре использования: от — 50 до + 50 градусов цельсия. Автомобиль должен был одинаково исправно работать от холодных мест Арктики до пустынь. Включая наличие защиты от влажности, пыли, оледенения.
Во многом именно это правило ограничивало комфорт водителя. На самом деле с KRAZ много кто соревновался. На север отправляли авто разных производителей. Результат неизменно оставался один и тот же: прочие ломаются, встают, теряется время и прибыль. На КРАЗ водитель всегда с полной зарплатой и премией. Да некомфортен, но всегда исправен и дает заработать. Пока другие чинятся — водитель КРАЗа зарабатывает. Иномарка два года и ее нет, на КРАЗе 2 года и водителя нет. Если проще — заработал и уехал, а теперь на этом авто другие зарабатывают.
Почему водители любили КРАЗ
В общем знающие водители вне дорог всегда выбирали КРАЗ. С ним не сломаешься, не встанешь, не замерзнешь, а еще хорошо заработаешь. Пока другие выбирают себе от незнания ломучие авто покомфортнее.
На первых машинах ставили печки — буржуйки в салон. Топили дровами, едешь и подкидываешь, тепло. Причина была банальной — двигатели ЯМЗ работают в зоне около холостых оборотов: 1000 — 1700. В результате штатная помпа, завязанная на обороты мотора не могла создать нужную скорость воде или тосолу в радиатор печки салона. Это сейчас есть электропомпы, с помощью которых в салоне можно создавать условия Африки в любое время года. Врезаешь в трубопровод на печку и включаешь когда нужно. Ранее их не существовало.
Важной особенностью машины была закрытость ее узлов. Никаких там резиновых чехлов, как на ШРУСах или рулевых тягах. Все максимально было в металле и уплотнено изнутри. Чтобы никакие вода, лед, грязь, песок, пыль и прочие абразивы не попадали внутрь узлов и механизмов. Это гарантировало исправность авто почти в любых условиях. Разве что можно было застрять или вылететь с дороги.
Конечно, нужно было вовремя обслуживать автомобиль. Зачастую работали дольше, чем положено и возили за раз больше нормы. В погоне за планами, прибылями и премиями. Поскольку всегда вмешивалась погода, не давая работать каждый день. Об этом довольно много советских фильмов про большие стройки. Где в главных героях также есть КРАЗ.
Отзывы владельцев КРАЗ представлены ниже.
Полноприводная версия
Существовали и полноприводные версии. С односкатными колесами и наличием переднего моста. На колесах стояла система регулирования давления в шинах в зависимости от типа грунта, по которому передвигаешься. Для этого в кабине есть кран управления воздухом и манометр, на котором метки: какое выставлять давление под снег, грязь, песок, пашню или болото.
Запасное колесо для удобства и быстроты замены было за кабиной. У отдельных машин стоял фароискатель — для прочтения дорожных указателей, вроде названий улиц или номеров строений. Или соседу подстветить при мелком ремонте ночью. Под расход топлива КРАЗ запаса топлива, по нормативу передвижения в смешанных условиях, в 2-х баках хватало минимум на 800 км пути. Если что в колонне двигался топливозаправщик.
Отзывы владельцев КРАЗ представлены ниже.
Здравствуй, новая кабина
В 1970-х гг наконец-то сделали новую с нуля кабину из металла. Но на производство она пошла только в 1980-е гг. Устранился основной недостаток деревянной кабины. Дерево рассыхалось или впитывало влагу, расходилось в разные стороны. Появлялись щели и зимой люди мерзли внутри. Хуже того заводились насекомые, любящие поесть дерево.
Но было у деревянной кабины одно неоспоримое преимущество. Если реки выходили из берегов, или шли проливные дожди. Зимник рано заканчивался. Прочие неприятности в пути не связанные с иправностью автомобиля. Которая всегда напрямую зависела от грамотности водителя. Например, топливо кончалось в пути. Ночи случаются холодные, или водитель отрезан стихией от дороги.
Тогда по завету корифеев — водитель разбирал кабину, разводил костер и за счет этого согревался и готовил еду. Когда заканчивался керосин для примуса и обычный запас дров. В ход шло все что горело, включая куски запаски, разрезанные ножом или топором. Основные баллоны по очереди и так далее. Но дерево из кабины подходило лучше всего. Именно, как говорят, в качестве НЗ (неприкосновенный запас).
В том числе по этой причине КРАЗы с деревянной кабиной производились аж до 1994 года, как и ЗИЛ 157 тех же времен начала выпуска!
Заводские показатели по расходу топлива у КРАЗов
У КРАЗ характеристики двигателя были следующими. Изначально ставился 2-х тактный дизель. Но такие авто сейчас разве что в музеях или в частных коллекциях. Их производили довольно давно. Позже на автомобили в 99% случаев устанавливался двигатель ЯМЗ-238 с базовой мощностью 240 л с. Восьмицилиндровый V-Образный, 4-х тактный дизельный, с нормами выхлопа Евро-0. Его стали турбировать только в 80-е гг. Улучшили показатели выхлопа только в 90-е гг.
Заводские показатели по расходу топлива у первых КРАЗов с деревянными кабинами нижеследующие.
- Расход топлива КРАЗ 214 бортовой полноприводный (1957-1967 гг) при массе 12,3 т и грузоподъемности 7 тонн — 70 л на 100 км пути вне дорог! Максимальная скорость 55 км/ч. Двигатель на КРАЗ 2-х тактный ЯМЗ-206 Б на 205 л с.
- На тягаче с формулой шасси 6 на 4 расход топлива у КРАЗ 219 (1957-1967 гг) при массе 11,3 т и грузоподъемности 12 тонн составляет 55 л на 100 км пути. Максимальная скорость 55 км/ч. Двигатель на КРАЗ 2-х тактный ЯМЗ-206 Б на 180 л с.
Варианты с Двигатель на КРАЗ ЯМЗ-238 4-х тактный на 240 л с
- Расход топлива КРАЗ 257 бортового с формулой шасси 6 на 4 (1965-1995 гг) при массе 11,1 т и грузоподъемности 12 тонн — 36-38 л на 100 км. Максимальная скорость 70 км/ч.
- На самосвале с формулой шасси 6 на 4 у КРАЗ расход топлива на 100 модели 256Б (1966-1994 гг) при массе 12 т и грузоподъемности 12 тонн составляет 38 л на 100 км пути. Максимальная скорость 65 км/ч.
- Расход топлива КРАЗ 258 с формулой шасси 6 на 4 (1966-1991 гг) при массе 11,1 т и грузоподъемности на седле 12 тонн с полуприцепами с грузом до 50 тонн — 50 л на 100 км. Максимальная скорость 68 км/ч. В том числе использовался для перевозки танков.
- На бортовом с формулой шасси 6 на 6 расход топлива у КРАЗ 255Б (1967-1994 гг) при массе 12 т и грузоподъемности 7,5 тонн составляет 35 л на 100 км пути. Максимальная скорость 71 км/ч.
- Лесовоз — трубовоз с прицепом-роспуском с колесной формулой 6 на 6 и грузоподъемностью 23 тонны. Перевоз длинномеров до 24 — 30 метров длиной. У КРАЗ расход топлива на 100 модели 255 Л (1969 — 1989) — 50 л на 100 км пути по бездорожью. Максимальная скорость 40 км/ч.
Варианты с новой металлической кабиной
- Расход топлива КРАЗ 250 самосвал (1978 — 1994): 35 л на 100 км пути. При массе 10,4 т и грузоподъемности 12 тонн. С колесной формулой 6 на 4. Максимальная скорость 75 км/ч. Двигатель на КРАЗ 4-х тактный ЯМЗ-238Б на 240 л с.
- Полноприводный с колесной формулой 6 на 6 бортовой. Расход топлива КРАЗ 260 (1979 — 1994): 34 л на 100 км пути. При массе 12,8 т и грузоподъемности 9 тонн. Максимальная скорость 80 км/ч. Двигатель на КРАЗ 4-х тактный ЯМЗ-238Л на 300 л с.
- Расход топлива КРАЗ 6443 тягач со спальником (с 1992 по настоящее время). При массе 10,8 т и грузоподъемности 12 тонн на седле. С колесной формулой 6 на 6 на двускатных колесах задней тележки. Максимальная скорость 75 км/ч. Двигатель на КРАЗ 4-х тактный ЯМЗ-238ДЕ2 (Евро 2) на 330 л с.
- У тягача с колесной формулой 6 на 6 на односкатных колесах задней тележки расход топлива КРАЗ 6446 (с 1994 по настоящее время): 50 л на 100 км пути. Максимальная скорость 80 км/ч. Двигатель на КРАЗ 4-х тактный ЯМЗ-238ДЕ2 (Евро 2) на 330 л с. Используется для перевозки танков и прочей более легкой гусеничной военной техники.
- Расход топлива КРАЗ 6510 самосвал (1992 — 2008): 33 л на 100 км пути. При массе 10,4 т и грузоподъемности 13,5 тонн. С колесной формулой 6 на 4. Максимальная скорость 80 км/ч. Двигатель на КРАЗ 4-х тактный ЯМЗ-238М2 на 240 л с.
Отзывы владельцев КРАЗ представлены ниже.
Где купить КРАЗ в новом состоянии?
Сегодня старые КРАЗ по прежнему в продаже и пользуются спросом. См об этом одно из подобных видео ниже. Там любитель задается вопросом — кому они такие сегодня нужны? Еще как нужны. Да, авто из другой эпохи, медленнее ездят, больше кушают. Но заветы советских конструкторов сегодня сыграли ключевую роль!
На них вообще не проблема найти любые запчасти. Очень многое подходит от других машин. Да и в целом, при хорошем обслуживании и современных смазках они почти не ломаются. А с теми смазками что указаны вверху каждой страницы нашего сайта — они становятся почти вечными. Их даже можно передавать по наследству.
Современный новый подобный грузовик стоит около 10-15 млн рублей. А КРАЗ с хранения в 3-4 раза дешевле! Выполняя на нем такую же работу, как на современных авто, только медленне — вы даже не достигните затрат, как для покупки нового аналогичного грузовика.
См много вариантов бывшей военной техники, с хранения, снимаемой с вооружения и продаваемой населению на сайте росрезервы.рф.
Отзывы владельцев КРАЗ представлены ниже.
Улучшить машину — не проблема
Опять же сейчас полным полно умельцев и сервисов, где Вас установят любые электронные помощники. Вроде парктроников, камер, электро или гидроусилителей. В том числе снизят расход топлива. Или поставят современный аналог двигателя.
Увеличат размер кабины и улучшат комфорт внутри. Так что КРАЗ в нашей современности обретает вторую жизнь. На их базе, как и на длинных ЗИЛ 133 ГЯ отлично строятся большие спальники за кабиной. Мини квартира на колесах.
Где есть все необходимое внутри для дальних маршрутов. Для сна, отдыха, приготовления и приема пищи. В целом, для жизни довольно долгое время в отрыве от домашних удобств.
Постсоветские КРАЗы еще долгое время выпускались с двигателями ЯМЗ-238. Но уже с разной степенью форсировки. Зависела она от типа устанавливаемых турбин, радиаторов охлаждения наддувочного воздуха, топливной аппаратуры и др.
У КРАЗ мощность двигателя была следующей. Если раньше моторы выдавали 238 л с, то сейчас и 300 и 400 и больше л с. Считается что больше 500 л с уже не требуется для любого вида назначения. Грузовые дизели приблизились по своим мощностям к танковым. Но более компакты и менее прожорливы. У тех же танков расход начинается от 100 л на 100 км пути и доходит до 300 л на 100 км пути.
Современные КРАЗы
Производятся там же в Кременчуге. Основной сбыт ранее был в Россию и страны СНГ. Сильная мировая конкуренция и перепроизводство, плюс политические интересы разных стран не позволяют их продавать больше, чем есть.
Каждая страна пытается продать свои, путь и хуже машины, чтобе обеспечить пополнение своих бюджетов. И обеспечение своих граждан рабочими местами, пенсиями и налоги в бюджеты.
Поэтому география продаж КРАЗа сильно сократилась. В последние годы под капот стали ставить двигатели евпропейских и китайских производителей. Расход топлива и шумность снизились. Но выросли цены на сами авто, приходится за моторы платить по курсу валют, плюс пошлины и стоимость перевозок.
Опять же выросла цена на обслуживание этих моторов. Запчасти также из-за рубежа.
Поработали над осовремениванием облика машины. Капотная часть теперь на ряде авто пластиковая и полностью откидная. Уменьшиля ее вес и теперь под капотом можно подойти с любой стороны. Впервые это было серийно опробовано на ЗИЛ 4331.
Дополнительно на авто стали ставить 4-ую ось. Аналогично на прицепы или полуприцепы, чтобы по новым требованиям снизить давление на дорогу и меньше их разбивать. В основном износ дороги — из-за грузовиков. У легковых и даже джипов для этого слишком малый вес.
Отзывы владельцев КРАЗ представлены ниже.
В чем их проблема и выгода?
Производственная линейка КРАЗов сильно расширилась. Теперь они производятся, к примеру, как КАМАЗы или МАЗы для всех отраслей экономики. Но все равно стоят дороже этих конкурентов, поскольку их основа и назначение — работать там, где другие не могут.
Для асфальтных дорог — такие способности избыточны в виде лишнего веса и соответственно расход топлива КРАЗ оказывется выше.
В современных реалиях стоимости топлива — это существенный недостаток, который компенсируется лишь повышенной грузоподъемностью KRAZ. Когда КРАЗ создавался — дизельное топливо было в 2 раза дешевле бензина по затратам на его производство.
В наше время стоимость дизельного топлива искуственно завышена ради пополнения бюджетов государств. Опять же на КРАЗах с этим борятся, применяя разные хитрости по уменьшению расход топлива КРАЗ.
Ниже приведено довольно забавное видео ежегодных слетов владельцев КРАЗ в Восточной Германии. Многие немцы в свои юные годы служили в армии на них. Или трудились на стройках. Ностальнгия дала о себе знать. С объединением Германии многие КРАЗ были проданы в свободное пользвание. Заботливые немцы выкупили их, привели в идеальное состояние. Запчасти на них по меркам немцев стоят сущие копейки и их свободно можно купить в Украине или в России.
Мальчишки растут — игрушки дорожают. И теперь они, гордятся тем, что в их владении есть такие замечательные автомобили. Простые, дешевые и неприхотливые. Всячески это демонстрируют на ежегодных слетах военной и прочей техники.
Так что, производство запчастей для данной техники еще долго будет востребовано!
Отзывы владельцев
Ярослав, Якутия. В юные годы я работал на строительстве БАМа. У меня был точно такой же КРАЗ, как у друга Мимино в фильме. Возили сыпучие стройматериалы для жд насыпей. Уставали в основном от многочасовой работы и от усилий, которые нужно было прикладвать к органам управления машины. Но я ни разу нигде не встал колом и не застрял. Выручали автомеханики, пока мы отдыхали, они быстро приводили машины в порядок. У кого были иномарки, вродк Татра или Магирус, там, конечно, комфортнее трудиться. Но они ломались чаще. И для обслуживания отдельных узлов приходилось до половины машины разбирать. Толку от этих хитростей, если работа стоит, а машина чинится. Я зарабатывать приехал, а не простаивать. За простой не платили. Расход топлива КРАЗ у меня составлял в среднем 38 л на 100 км пути. Замечательная машина для тяжелых задач.
Частник
Сергей, Волгоградская область. Работал прапорщиком в военкомате. 90-е годы многие помнят по безденежью. Нужна была выслуга лет, чтобы получить пенсию и хотя бы компенсацию на жилье. Приходилось служить при малой зарплате. Мне по южным меркам по жилью ничего хорошего не полагалось. В итоге согласился на КРАЗ — компенсация вместо жилья по выслуге лет. И ни разу не пожалел. Брал отгулы и отпуска и в эти дни подрабатывал на нем. Заработал на все: на свадьбу, дети пошли, им на учебу, семье на частный дом. В итоге он у нас кормилец стоял прямо во дворе. Взял бортовой. Права и так были с училища. Возил в основном лес кргуляк с севера в южные степи на распил на стройматериал. Товар не скоропортящийся.
Ехал медленно с Карелии или Архангельской области, 50 — 60 км/ч. Спал прям в кабине. За неделю рейс или два — раз в месяц. В итоге так выжили в беззарплатный период. Живые деньги платили. Очень долговечная машина. Уже на пенсии, а продавать жалко. В наследство передам такого кормильца. Расход топлива КРАЗ по шоссе, 3 оси, 2 моста около 37 л на 100 км пути. Брал солярку оптом, хранил дома, заливал 2 бака и еще один в кузове. Хватало туда и обратно без заправок. Вот такой секрет экономии.
Еще отзывы
Йохан, Восточная Германия. Я на таком в армии служил в конце 80-х. Прошли годы, работаю в IT-сфере, хорошо платят. Съездил один раз на фестиваль, увидел КРАЗ снова. И заболел идеей купить себе такой. Прошло пару лет и взял на распродаже из Белорусской армии. Через местных ребят. Они же мне его восстановили до нового состояния. Показали где потом покупать запчасти. У меня это автомобиль для души. Теперь я тоже на нем выступаю на фестивалях. Аж за душу берет, когда сажусь за его руль. Настолько все просто устроено, что не вызывает сложностей при эксплуатации.
Когда мы едем по нашим городкам все взгляды прикованы к нам. Окружающим очень нравится подобная техника. В целом у нас очень хорошие воспоминания о русских, которые служили и работали здесь. Приятные люди. Расход топлива КРАЗ моего около 38 л на 100 км пути. Езжу почти всегда пустой. В кузов берем палатки и прочие необходимости для развертывания лагеря на природе. Все отлично помещается с запасом. Когда месим пески, снег или грязь получается расход до 45 л. Очень весело при этом.
Отзыв пасечника
Юсуп, Башкирия. Как только их стали продавать из армии, у нас многие их стали брать для занятия пасеками с пчелами. Они отлично подходят в роли тягачей. Цепляем за них по 2 и даже 3 прицепа. Пчел нельзя быстро возить, иначе соты в ульях порвутся. Машины очень неприхотливы. В сервис вообще не ездим. Все лето в полях. Чинится все в полевых условиях. Они не ломаются. Для них это не вес — для тяги. У некоторых КРАЗ уже более 20 лет! Очень выносливая машина и металл не устает. Другу отец КРАЗа по наследству передал. Особой промышленности у нас нет, с работой по найму плохо. Так, сельское хозяство вокруг.
Для пасеки КРАЗ — золото. Отлично справляется со всей работой. Мы переезжаем с поля на поле каждые 2 недели. Так и едем, раньше по Башкирии. А теперь по всей Европейской России от Кавказа до Подмосковья. Нас стали приглашать фермеры, агрофирмы, колхозы. После опыления поля и сады дают гораздо больше урожая. Обоим выгодно: нам и им. И у нас сборы увеличись. Великолепная машина! Расход топлива КРАЗ составляет около 39 л на 100 км пути. А ездим мы не так много, в основном стоим в полях, да и машина стоит и обходится в целом дешево. Заправляемся на обычных заправках, где подешевле, или в колхозах, он любую солярку ест.
И еще отзывы
Марк, Пензенская область. Многие говорят, что КРАЗ устарел. А для меня это отличный кормилец. У нас передвижной зоопарк. Купили мы их в разных распавшихся строительных организациях. Изрядно изношенные. Починили, это не так уж дорого. Ездим по сельской местности нашего региона, перевозим зверушек разных. Верблюды, медведи, волки, морские котики и прочие птицы. Детям очень нравится.
Не у каждого есть возможность съездить в большой зоопарк. Да и не в каждом городе он есть, только в крупных. А так вживую можно посмотреть настоящих зверей. С какими-то даже сфотографироваться. Нам очень нравятся эти автомобили. Зверей нельзя перевозить на большой скорости. У них появляются стресы, нарушается пищеварение, опять же сквозняки, качка. А КРАЗ для комфортной перевозки самое что нужно. Едет медленно, статно и плавно. Средний расход топлива КРАЗ составляет около 36 л. У нас легкие, но объемные прицепы.
В сельском хозяйстве
Данила, фермер, Краснодарский Край. Как узнал что КРАЗы в армии продают, сразу пошел, все узнал и купил. Сначала один, потом еще пару. Сейчас у меня их 25 штук! Возим зерно и свиней. И те и другие легкие, но объемные грузы. Как вырастим — везем в город на мясокомбинат или на погрузку в морской порт. Тут скорость не нужна. Животных нужно медленно везти, иначе им плохо станет, товарный вид испортится. А зерно быстро не портится. Взял бортовые, они самые дешевые, мало кому нужны. Везде есть разгрузочно-погрузочные пандусы. Или вертикальная разгрузка зерна вместе с авто.
Стоит КРАЗ с хранения дешевле вездесущего КАМАЗа! У него узкое применение. В том и выгода. Плюс оптовые закупки топлива и получается весьма выгодно. А мне экономия в производстве. А главное тройной ресурс — первая машина уже 20 лет ходит! И ничего, все исправно. Средний расход топлива КРАЗ получается 35-36 л на 100 км пути. Груз легкий, но объемный. Водители ездят на них 45-65 км/ч. За экономию топлива, бухгалтер следит, они премии получают. Что сэкономил от норматива в 38 л — твое.
В карьере
Михаил, Курская область. Я песок вожу из карьера на базу. Высыпаю, а там мелкие перевозчики на Зилках, Камазах и Газонах по дачам и частным домам развозят. Все что-то помалу строят. Песок идет в раствор, на подсыпку дорог и прочее. Когда дороги строят — там подрабатываю. Работаю на себя. В машину почти ничего не вкладываю. Просто заранее меняю расходники и все. Как купил его самосвал с новой кабиной с хранения — так и езжу. Средний расход топлива КРАЗ выходит 38 л на 100 км пути. Гружу полный кузов, чтобы за раз больше взять. Экономятся ходки в карьер. Дороги у нас хорошие, буксовать особо негде. Выгодно тем, что стоил дешево, новые аналоги в 3 раза дороже. Спасибо, что до сих пор есть складские запасы СССР. Там же на армейских складах и запчасти покупаю. Очень выгодная машина!
Станислав, Польша. Я купил в Беларуси на армейской распродаже машину 1989 года выпуска с металлической кабиной. Местные ребята помогают и с покупкой и с деталями для обслуживания. Подрабатываю — вожу оптом лес или уголь. Надежная машина, никаких поломок. Что-то улучшил. Топливо покупаю как фермер оптом с хорошими скидками, выгодно получается заправлять. При желании у нас эти моторы переводят на газ. Есть польское оборудование для ЯМЗ двигателей, итальянское и российское. Если топливо подорожает — сделаю под пропан. Дороги у нас хорошие и расход топлива КРАЗ получается 35-37 л на 100 км пути. Подобные новые авто у нас в 4 раза дороже, чем я купил. То есть просто не по карману. КРАЗ дает заработать. Спасибо вам за такую машину. Уже 10 лет езжу и никаких проблем. Думаю — еще сыну передам, когда подрастет.
Всем удачи по жизни и на дорогах!