Легендарный УРАЛ 4320

Дизельный УРАЛ 4340 и сегодня является весьма востребованным автомобилем. Особенно когда речь заходит о работах в тяжелых природных и климатических условиях. Посмотрим какой расход топлива УРАЛ 4320.

Автобиль производится с 1977 года. За это время претерпел довольно много изменений. За основу был взят УРАЛ 375 с бензиновым мотором ЗИЛ 375 (от ЗИЛ 130) увеличенной мощностью до 180 л с. Об этом автомобиле мы написали отдельную статью. См ее через окно поиск по наименованию автомобиля.

К концу 1970-х гг в СССР стали массово переходить на дизельные двигатели в грузовиках. Подсказку дал нефтяной кризис 1973 года. Если для СССР это было не критично при собственных огромных запасах нефти и государственных ценах на горючку без права спекуляции кем-либо. То для экспорта это сказывалось — бензиновые УРАЛы за границей просто перестали покупать.

С конца 1990-х гг также появились двухосные версии URAL 4320.

Фото УРАЛ 4320 см по тексту статьи.

Что подтолкнуло производство

Свою роль сыграла Афганская война 1979-1989 гг. Бензиновые и бескапотные машины проявили себя не с самой лучшей стороны. Во-первых, из-за вездесущих мин. Дорог там мало и те что есть — узкие. Они-то в основном и минировались. Саперы работали исправно, но дороги повторно минимровались чуть ли не каждый день. За каждый удачный подрыв тот, кто установил мину, получал вознаграждение. Вот такой вот получался кровавый спорт со ставкой на жизнь.

В итоге, капотные авто с вынесенной вперед осью давали гораздо больше шансов на жизнь. За УРАЛами закрепилось прозвище «полметра жизни». Основные осколки приходились на передний мост и двигатель. Те, кто в кабине — оставались целы. Опять же бензиновые машины сильнее горели и почти сразу взрывались, не оставляя шанса выбраться. Особенно если ранен или зажат. Дизельные медленно горели и людей из кабин успевали забрать или они выскакивали сами.

Различные варианты УРАЛ 4320 см на фото и ниже в отзывах владельцев.

расход топлива УРАЛ 4320

Во-вторых, в случае обстрелов в лобовую часть, всегда можно было лечь за капот, прикрыться им и остаться целым. У Камаза вся кабина на виду и весь град пуль — тем, кто в ней находится.

Учитывая вышесказанное, довольно быстро нарастили выпуск именно дизельных УРАЛ 4320. К 1986 году выпустят уже 1 млн автомобилей! Они по сей день в армии считаются самыми безопасными для работы на переднем крае. Опять же их замечательная проходимость и в целом надежность и продуманность конструкции. Сейчас выпускаются в том числе бронированные версии.

Отзывы владельцев УРАЛ 4320 см ниже.

Первый дизельный мотор

Изначально ставили дизельный базовый двигатель УРАЛ 4320 от КАМАЗа — КАМАЗ 740 на 210 л с, его ресурс примерно на 400 000 км пробега. V-образный, 4-х цилиндровый с механической КПП на 5 передач и понижающим редуктором. Каждая передача делится на повышенную и пониженную. В итоге получается 10 передач. Для чего есть флажок на ручке КПП, который откидывается пальцем вверх или вниз. Но в УРАЛ 4320 понижающий редуктор в КПП изначально не ставился. Поскольку он нужен на затяжных подъемах и когда мотор перенапрягается.

расход топлива УРАЛ 4320

В этом плане масса УРАЛ 4320 меньше, чем у КАМАЗа. При этом его раздаточная коробка, которая стоит за КПП, обладает функцией понижения оборотов и одновременно увеличения крутящего момента на колесах. Этого URAL 4320 вполне достаточно. Позже делитель все же станут устанавливать на КПП. Рыночная экономика с 1992 года потребует перевозить больше, чем позволено. И при уже морально устаревшем моторе это сильно будет выручать.

Расход топлива УРАЛ 4320 с мотором КАМАЗ 740 груженый: 41 л по шоссе на 100 км пути, 50 в городском цикле, 45 л в смешанном цикле. По бездорожью может доходить до 60 л на 100 км пути, особенно если преодолевать препятствия. В целом мотор удачный, особых хлопот при грамотном и своевременном обслуживании — не доставляет.

Отзывы владельцев УРАЛ 4320 см ниже.

Внедорожный потенциал автомобиля

Из внедорожного потенциала автомобиль имеет:

  • Постоянный полный привод на все колеса. Получается формула 6 на 6. При этом передний мост включается сам, при пробуксовке колес задней тележки. Это дает экономию топлива и мнгновенное включение тогда — когда это действительно нужно.
  • Понижающую передачу в раздаточной коробке. Включается вручную. Это действие увеличивает усилия вращения на колесах вне дорог.
  • Блокировку межосевого дифференциала там же. Включается вручную. Жестко распределяет вращение на переднюю и заднии оси. Выручает при скольжении колес одной из осей на бездорожье (при вывешивании или буксовании). Используется только вне дорог.

расход топлива УРАЛ 4320

  • Колеса с регулируемым давлением в шинах. В кабине есть кран и манометр. Давление выставляется по шкалам монометра вручную под нужный тип грунта: грязь, снег, песок, луг, пашня и т п. При более частом движении по дорогам с твердым покрытием это свойство не используют и краны подкачки шин снимают. Иначе каждое утро начинается не только с нагнетания давления воздуха в тормозную систему. Но и во все колеса. Также эта функция полезна в бою. При пробивании пулями или осколками шин. За счет подкачки воздуха и создания избыточного давления в них, они сохраняют способность двигаться, чтобы выйти из зоны поражения. Часть авто уже в конце 1990-х комплектовались шинами из каучука. Что позволяло отверстиям самозатягиваться как на протектированных авиабаках самолетов времен Второй Мировой войны.

расход топлива УРАЛ 4320

И это еще не все

  • Лебедка перед капотом с карданным приводом от раздаточной коробки. Трос можно вытягивать как вперед, так и пропускать над или под осями назад.
  • Высокий дорожный просвет в 360 мм, которого хватает даже без использования прочего внедорожного потенциала. При движении по большинству видов грунтовки с ямами в сухую погоду.
  • Односкатные колеса с одинаковой шириной установки. Это позволяет им ехать друг за другом по одной колее и не прикладывать лишних усилий. Как в случае с двускатными. Колеса также бывают узкими, широкими, высокими или низкими, в зависимости от задач применения автомобиля. Это тоже улучшает проходимость.

расход топлива УРАЛ 4320

Отзывы владельцев УРАЛ 4320 см ниже.

Новая линейка дизелей

Когда в 1993 году на заводе двигателей КАМАЗ в г Набережные Челны случился пожар, то прекратился выпуск двигателей. Срочно потребовалась замена. На УРАЛ 4320 стали устанавливать моторы от Ярославского моторного завода (ЯМЗ). Которые ранее ставились на КРАЗ и МАЗ. Они на несколько сот кг тяжелее мотора КАМАЗ 740. Посмотрим — какой расход УРАЛ 4320 с другим двигатель УРАЛ 4320.

Стали устанавливать:

  • Шестицилиндровые дизельные агрегаты ЯМЗ 236НЕ2 на 230 л с и ЯМЗ 236БЕ2 на 250 л с. Ресурс 350 тыс км. Расход топлива УРАЛ 4320 с ним в среднем 32-40 л на 100 км пути. По бездорожью около 50 л.
  • Восьмицилиндровые ЯМЗ 238М2 на 240 л с. Ресурс 350 тыс км. Расход топлива УРАЛ 4320 с ним в среднем 35-45 л на 100 км пути. По бездорожью около 55 л.
  • ЯМЗ-7601 на 300 л с. Расход топлива УРАЛ 4320 с ним в среднем также 35-45 л на 100 км пути. По бездорожью около 55 л.

В паре с ними работает пятиступенчатая механическая коробка передач ЯМЗ-236У и двухступенчатая раздатка с блокируемым межосевым дифференциалом. Двигатели оснащены предпусковым подогревателем (ПЖД) и соответствуют по экологии Евро-3.

Новый современный вариант мотора

Уже с середины 2000-х гг завод ЯМЗ пройдет серьезную модернизацию. Среди его продукции появится дизель новой серии рядный двигатель УРАЛ 4320. На URAL 4320 будут ставить шестицилиндровые моторы. Прототипом послужат моторы от австрийских и немецких инженеров. Топливная аппаратура уже будет электронно управляемая системы Common Rail. Что позволит увеличить мощность и снизить расход топлива УРАЛ 4320. В частности, мотор ЯМЗ 536 на 240 л с с ресурсом до 1 млн км! Расход топлива УРАЛ 4320 упал в среднем до 30 л на 100 км пути.

В целом варианты УРАЛ 4320 отличались моторами, КПП и кабинами. Шасси и мосты у всех одинаковые, за исключением современных более грузоподъемных.

Отзывы владельцев

Игорь, Вологодская область. Возим лес на URAL 4320. По нашим дорогам только они и выживают. Запчастей полно еще на складах со времен СССР. Простой, надежный, недорогой. Кто пытался использовать иномарки — дорого обходится в случае аварий или серьезного ремонта. УРАЛ подлатал за день или два и снова в работу. Выгодно получается. Расход топлива УРАЛ 4320 выходит в среднем 41-45 л на 100 км пути с мотором КАМАЗ 740. По бездорожью до 60 л. Для езды с прицепом-роспуском он слабоват, но выручает делитель на КПП. Переключаешь флажок и нормально едет, там где сложно.

расход топлива УРАЛ 4320

Валерий, Якутия. У нас много разных машин: КАМАЗы, МАЗы, КРАЗы, ГАЗы и УРАЛы. Когда в тайгу — то URAL 4320 лучше всех. Его проходимость перекрывает все недостатки. Чинится в полевых условиях. Если непогода — развернул палатку вокруг нужного узла и чини себе. Ветер и мороз не так страшны, можно и горелку для согрева поставить. Возит меньше других, у него нагрузка на мост меньше. Зато уверенно, там где другие встают и застревают. Отлично подходит для перехода рек вброд. Простой в устройстве, запчастей на него полно. Для работы — выгодный автомобиль. У меня рабочая машина с мотором ЯМЗ 238. Расход топлива УРАЛ 4320 выходит в среднем 45-50 л на 100 км пути. По бездорожью до 60 л.

Клим, Магадан. Металлом возим с брошенных производств в порт на продажу. Дальше его везут морем в переплавку. Дороги у нас — мягко говоря, их нет, только направления. Работаем на себя. Автомобиль кормит нас. Бывает что стройматериалы возим. Случается, что застреваем, лебедка выручает. В армии на таком служил, нас учили всем его арсеналом пользоваться. Приходится использовать все знания. И колеса спускать и в раскачку ехать и все понижайки и блокировки включать. Машина — сама надежность, везде проедет. Расход топлива УРАЛ 4320 с мотором от КАМАЗа выходит в среднем 50-60 л на 100 км пути. Выручает цена на топливо отптом.

Еще отзывы

Николай, Монголия. Я из Иркутской области. Мы подрабатываем в соседней Монголии. Ищем воду, бурим скважины или роем колодцы для стойбищ пастухов. Чистим, те что заилились или давно не использовались. В общем работы хватает. У нас бу УРАЛ 4320 с ЯМЗ 236. Купили в армии на распродаже с хранения уже с буровой установкой. Ездим группой в 4 машины. Одна бурит, две трубы и прочий скарб перевозят. А в четвертой живем — кунг переделали под полки от вагона плацкарта, стол и печку. Очень надежный, справляется с любыми местными дорогами и зимами. Расход топлива УРАЛ 4320 выходит в среднем 40-45 л на 100 км пути. По бездорожью до 55 л.

расход топлива УРАЛ 4320

Ильдар, Казахстан. У нас один из первых бескапотных УРАЛ 4320 с кабиной от Ивеко. Мотор уже рядный 6-ти цилиндровый. Возим руду с мест добычи на переработку на севере Казахстана. Машина рабочая. Двигатель ЯМЗ 536 на 240 л с. Дороги местами не очень, особенно в самом карьере. Везде справляется. Радует что много места в кабине. Когда непогода — можно поспать внутри, большой спальник, подогрев кабины. Заводится легко, после включения отдельного подогрева мотора. Зимы тут суровые, морозы бывают — 40 — 50 гр. URAL 4320 отлично справляется. Замечательная машина, учитывая ее ремонтопригодность и обилие запчастей. Расход топлива УРАЛ 4320 выходит в среднем 30-35 л на 100 км пути. По бездорожью до 45 л.

И еще отзыв

Сергей, Норильск. Мы по зимнику ездим — доставка грузов в город и обратно. Расстояния огромные. Случается не успел до половодья и месяц в тайге живешь. Палатка, керосинка, мошка. У меня длинный URAL 4320 с ЯМЗ 238 Евро-0 для объемных грузов или контейнеров. Местные морозы до -40, необходима полная отдача мотора. Все удушайки Евро просто лишние — выпиливаем и снимаем. Тут машин мало, экология не страдает. Везет он меньше КАМАЗа, но проходимость и выживаемость на уровень выше. Расход топлива УРАЛ 4320 выходит в среднем 50-55 л на 100 км пути.

расход топлива УРАЛ 4320

Продолжение Урал 4320

C 2000-х гг на автомобиль стали устанавливать производимую по лицензии на заводе кабину от Ивеко (см на два фото выше). Она весьма удачно подошла. Особенно для гражданского и коммерческого использования. В ней места гораздо больше, чем в Камазе, но она двухместная. Кабину приходится поднимать домкратом, как на МАЗе. Но более современные и надежные двигатели не требуют более частого их обслуживания.

Сейчас в автомобиль устанавливают как подогреватель двигателя, так и отдельный подогреватель кабины. Эксплуатировать автомобиль в холодное время года стало удобнее.

В наше время появилась версия с новой удобной кабиной (см на фото выше). Прогресс не стоит на месте. Завод наращивает выпуск, спрос на URAL 4320 в условиях санкций и выгодных цен на них — только вырос.

Где купить УРАЛ 4320? См на сайте — Росрезервы.РФ. Там довольно много новых вариантов с хранения.

Всем удачи по жизни и на дорогах!

Ссылка на основную публикацию