Микроавтобусы РАФ и затраты топлива на 100 км пути

РАФ — латвийский микроавтобус родом из СССР. Всего два завода СССР выпускали подобные автомобили. Это завод  RAF и УАЗ, выпускающий свои «Буханки» и поныне. Распад СССР и рыночные реалии после 1992 г  поставили крест на развитии автомобилей марки RAF. Но обо всем по порядку, заодно посмотрим расход топлива РАФ. Автомобили РАФ неповторимы и всегда узнаваемы по своему внешнему виду.

Завод РАФ просуществовал с 1949 по 1997 год. Изначально он был авторемонтным. Но бурное развитие СССР и потребность в производстве автобусов для прибалтийских республик потребовала серьёзных шагов в этом направлении.

Сначала там выпускали копии автобусов на базе агрегатов ГАЗ 51 — под названием РАФ 651 с 1953 года (типа КАВЗ).

Затем с 1955 года пошли автобусы вагонной компоновки типа ПАЗ — под названием РАФ 251. Оба сейчас можно встретить разве что в музеях и частных коллекциях.

Но велика была потребность в каретах скорой помощи по всему СССР. УАЗ «Буханка» справлялся с этой задачей. Но во-первых, она больше подходила для сельской местности и бездорожья. Плюс потребности армии отбирали много авто под их нужды. А во-вторых, требовался автомобиль с плавным ходом для асфальтных дорог.

Так, в инициативном порядке, на базе узлов ГАЗ 21 Волга в Риге создали свой первый микроавтобус РАФ-10 (на 10 пассажирских мест). Использовали Мотор, КПП, задний мост, кардан, переднюю и заднюю подвески, а также тормоза от Волги. Сзади поставили усиленные рессоры от ГАЗ 13 Чайка. В Ригу поставляли машинокомплекты с ГАЗа, а конечные авто с собственным кузовом собирали на месте.

расход топлива РАФ

Интересный, но не практичный

Немного позже создали аналогичный микроавтобус, но на базе узлов Москвич 407 — РАФ 8 — на 8 мест (номенклатура узлов была та же). Двигатель РАФ 8 также от Москвича. Расход бензина РАФ 8 был заявлен на уровне 10 л на 100 км пути при скорости 60 км/ч. Второй вариант не пошел в серию, поскольку узлы Москвича были рассчитаны примерно на 150 тыс км пробега или 8 лет обычной эксплуатации. А узлы 21-ой Волги были покрепче и были рассчитаны на 250 тыс км или 10 лет интенсивной эксплуатации! По тем временам впечатляющий показатель.

расход топлива РАФ

Узлы от Волги (завод ГАЗ) и Москвича (московского автозавода) были самыми массовыми в производстве. Жигулей еще не существовало. УАЗы собирали на основе дефорсированного двигателя и КПП от Волги. Запорожцы имели малый ресурс узлов и использовались в основном для нужд населения.

Производство собственных узлов в Латвии было абсолютно не рентабельно. Многие авто соцстран Восточной Европы со своим дизайном и кузовами также собирались на базе узлов от советских автомобилей.

До 1970-х гг легковых авто в Европе в целом выпускалось мало. Они в основном шли на нужды организаций и мелкого бизнеса. Для частников автомобили были по цене как роскошь.

Прародителем и идеей для создания автомобилей РАФ послужили первые автомобили Фольцваген Транспортер! Копирования не было, переняли только концепцию и задачи его применения. У Фольцов вплоть до конца 1980-х гг двигатель был сзади под полом кузова. Что затрудняло его обслуживание. Ибо сделан он был на базе Фольцваген Жук. У послевоенной Германии каждая копейка была на счету, приходилось серьезно экономить.

Отзывы владельцев РАФ представлены ниже.

Появление серийных РАФов

Экономисты, как обычно это было в СССР, и в современном мире тоже — внимательно посмотрели на машину. И сказали, что производство нужно удешевлять. Дизайн и красота это хорошо, но штампы под них стоят дорого. Опять же производство оригинальных деталей сильно удорожает автомобиль. Вердикт — необходимо применить и максимально использовать те узлы и детали, что уже есть в производстве на агрегатных заводах страны. Или готовятся к производству на заводах по стеклам, светотехнике и электрике, уплотнителям, приборам, тормозным системам, подвескам. И так далее длинный список рекомендаций.

В итоге появился первый крупносерийный РАФ 977 (позже его станут производить как ЕРАЗ в Ереване). См фото РАФ 977 ниже.

Многое было необычно в этих машинах. Кузов был свой оригинальной несущей конструкции с ввариванием в него снизу дополнительных усиливающих лонжеронов и перекрестий.

На получившийся из профилей пол сверху клали прессованую фанеру. С одной стороны это было дешево, заводов ДСП для мебели в стране было много. С другой стороны — такой материал изнашивался всего за 3-5 лет. Но не вызывало проблем его заменить. Правда, нужно было разобрать весь пол салона.

Во главу угла ставились: минимальная цена, унификация, стандартизация, простота производства и эксплуатации. Сухой вес автомобиля переваливал за 1600 кг. А мотор был от легкового авто объемом 2,5 л на 75 л с. В итоге расход топлива РАФ получался около 13-16 л на 100 км пути при средней скорости 60 км/ч. В те времена дороги быстро ездить не позволяли.

Отзывы владельцев РАФ представлены ниже.

Для кого его изначально создавали

Автомобили РАФ (микроавтобусы) изначально создавались для работников медицины. В автомобиль должны были помещаться одни носилки и до трех медработников в салон. Или сопровождающие родственники вместо них. Плюс необходимое медицинское оборудование.

расход топлива РАФ

На первых авто дверь просто открывалась в сторону. Самым главным достоинством автомобиля стала плавность хода. За этот показатель медики бились больше всего. И конструкторы не подвели.

По плавности хода с РАФ 977 могли сравниться разве что правительственные легковые ЗИЛы. Это позволяло перевозить больных с максимальным для них комфортом. Без повреждений для их состояния здоровья.

Автомобилей РАФ 977 сегодня практически не встретить в эксплуатации. Собирались они из простейших материалов и к 10 году жизни полностью изнашивались. ЕРАЗы — за 5 лет.

В целом завод был рассчитан на производство в несколько тысяч машин в год. Но реально полукустарная сборка не позволяла нарастить выпуск.

Автомобиль РАФ 977 также успел послужить в такси и на предприятиях в качестве транспорта для перевозки малых групп людей.

Отзывы владельцев РАФ представлены ниже.

Основная массовая модель

Поэтому к 1976 году построят новый завод РАФ в Елгаве, недалеко от Риги. Какое-то время 2 завода работали вместе. Позже остатки первого производства переведут в Ереван. Там будут производить исключительно грузовые фургончики до конца СССР. В 1990-е и до прекращения работы завода появится ряд моделей для мелкого бизнеса.

Производимые во времена СССР втомобили РАФ представлены на фото ниже.

расход топлива РАФ

Новая модель РАФ 2203 стала более массовой (1976-1997). На новом заводе внедрили средства автоматизации производства и сборки узлов. Что позволило нарастить выпуск до 15 тыс авто в год. На пике — до 18 тыс шт в год.

Авто уже собирались на узлах ГАЗ-24 Волга. Колеса были собственной конструкции. Появился верхнеклапанный мотор на 2,5 л и 98 л с. Усиленный задний мост, обновленная КПП. В итоге средний расход топлива РАФ упал до 12-15 л на 100 км пути. Выросла скорость движения. Крейсерская до 80 км/ч, максимальная сначала до 105, а потом до 120 км/ч.

Отзывы владельцев РАФ представлены ниже.

Недостатки

К 1986 году качество сборки авто сильно испортилось. Сменили директора и улучшили качество. Основные нарекания до конца выпуска остались прежними.

  • Слабые барабанные тормоза были рассчитаны на полный вес Волги до 1800 кг. РАФ же в сухом весе был 1600 кг, а в полном 2300 кг. Колодки приходилось менять чаще. В кузов помещалось до 11 человек. До 10 в салон и 1 рядом с водителем. В некоторых салонах мест монтировали меньше.
  • Передняя подвеска быстро изнашивалась. Но находясь под нагрузкой кузова — очень мягко ходила. Один недостаток — давал другое преимущество. Детали подвески легко менялись за один вечер, как и детали тормозов
  • Фанерный пол кузова быстро изнашивался от воздействия влаги. В южных регионах это не сказывалось. А в северных — впитывалась влага и разрушала его. Замена пола занимала несколько дней. Фанеру для него можно было купить где угодно.
  • В целом металл, как на всех авто СССР не был оцинкован. Прикипали почти все гайки и болты. При отсутствии подкрашивания — кузов гнил. В целом металл был рассчитан на усталость через 10 лет или 250 тыс км. Как и все основные агрегаты.
  • Недозагруженный задний мост гулял по дороге при гололеде и дожде. Поэтому багажник искусственно чем-нибудь догружали весом около 100 кг. Или просто брали попутчиков и просили их сесть в заднем ряду.

Преимущества

Из важных преимуществ.

  • Все ручки дверей были от Москвича. Их можно было купить в любом магазине.
  • Основные узлы, светотехника и запчасти РАФ — от Волги.
  • Ремонтопригодность RAF была такова, что он обслуживался буквально в любом не особо оборудованном гараже, хоть дома.
  • Это был единственный авто в СССР, который можно было легально новым купить для многодетной семьи. Но в салоне оставляли до 8 мест, включая рядом с водителем. Чтобы подпадать под категорию B — легковые авто. Новые УАЗы в частные руки не продавались, только списанные. Все ограничения снимут в январе 1992 года с окончанием СССР и планового распределения автомобилей по потребителям.

Отзывы владельцев РАФ представлены ниже.

Кто им пользовался

Основным заказчиком на втомобили РАФ также оставались медработники. В основном авто использовали в городах. В разные годы до 40-60 % выпуска внутри страны приходилось только на выпуск карет скорой помощи. Также авто RAF поставлялись на экспорт.

расход топлива РАФ

Над машиной поработали технологи, максимально все удешевив в конструкции и сделав доступными подбор массовых комплектующих. Как для производства, так и для обслуживания. Привет Рено Логан — он как минимум стал вторым по своей универсальности производства и эксплуатации.

Автомобиль по стоимости обслуживания был не дорог. Это положительно скажется на его спросе в 1990-е рыночные годы. Особенно среди предпринимателей малого бизнеса.

Боковую и заднюю двери сделали шире. Задняя стала подъемной, сначала была на торсионах. Потом на амортизаторах, как у современных автомобилей.

расход топлива РАФ

Места внутри также стало больше. Добавились шкафчики для лекарств. При необходимости, как на фото выше, можно было разместить вторые носилки. Отделка кузова стала более комфортабельной.

Машина по прежнему отличалась замечательной плавностью хода и быстрым износом передней подвески и тормозов по кругу. Опять же требовался раз в 5 лет ремонт пола в регионах с влажным климатом.

Но медики были в восторге от данной машины! На ряд моделей установят высокую крышу. А финны на ее базе для СССР сделают реанимобиль с профессиональным оборудованием на борту.

Позже, те у кого были УАЗы и первые коммерческие РАФы, именно в гаражах медучреждений находили для себя дешевые и доступные по цене запчасти. Они туда от заводов комплектующих ГАЗ поставлялись в необходимом количестве и по оптовым ценам. В розничных магазинах получалось покупать дороже и не всегда было то, что нужно.

расход топлива РАФ

Также автомобиль полюбился работникам телевидения и звездам эстрады. Для киносъемок он станет идеальной площадкой для синхронных съемок сцен на ходу без дрожания камеры.

Артисты будут меньше уставать в пути между городами и концертами. Внутри было много места для множества необходимых вещей. И для оперативной смены сценических костюмов.

Отзывы владельцев РАФ представлены ниже.

Кто еще пользовался автомобилями РАФ

Буквально все, кто смог их приобрести в свой гараж. В приоритете были службы быстрого реагирования. Милиция и ГАИ, прокуратура, пожарные, а также спортивные и культурные организации.

Также авто активо использовалось в такси, в службах туризма, в аэрофлоте, для проведения важных мероприятий вроде Олимпиада-80.

Старались их приобрести в НИИ, ВУЗы, лаборатории, организации образования и Академии наук, оборонные предприятия. Остальным они доставались скорее случайно. Когда заказывали большой автобус, а получали по системе планового распределения вместо него микроавтобус РАФ 2203.

Была и бронированная версия — для перевозки денег из точек торговли в банки по вечерам. См фото ниже. Их станут создавать во времена появления частной торговли в конце 1980-х гг. До этого для данной задачи использовали в основном обычные автобусы, поскольку они обладали большой массой и инерцией. Их трудно было подрезать, затормозить или остановить на обычной легковой машине. Поэтому на РАФе применили бронирование кузова.

В данных машинах из-за увеличения веса были усилены тормоза. Передние ставились дисковые от НИВЫ и отдельно усилители на передний и задний контуры тормозов. Радиатор был от ГАЗ 53 увеличенного объема от перегрева летом с такой тяжелой шубой.

расход топлива РАФ

Использовалась версия автомобиля для детских парков, аэропортов. Там где нужно было перевозить много людей на малой скорости в хорошую погоду. Данные автомобили оборудовались воздушной системой тормозов на задней оси.

Особенно подобные автомобили нравились детям. Сейчас подобные электромобили в виде паровозиков бегают внутри торговых центров и в парках культуры и отдыха. А также в зоне пеших экскурсионных маршрутов, когда ноги устали и хочется на чем-нибудь прокатиться.

Такая машина со штатным двигателем и расходовала больше. Расход топлива РАФ многозвенного составлял порядка 20 литров на 100 км пути. Сильно выручала плавность хода и способность мотора ехать на низах.

Электромобиль РАФ

Была и такая версия. В основном с аккумуляторами под кузовом. Испытывалась и ограниченно применялась в Москве версия с солнечными батареями на крыше для подзарядки тяговых АКБ.

Надо отдать должное — электромобили постоянно малыми партиями производились на протяжении всей истории СССР. Подробнее об этом см здесь: https://moihyundai-creta.ru/sravnenie/electromobili_v_rossii.html.

расход топлива РАФ

В данном случае на фото выше — автомобиль тестируется в Ашхабаде, где больше 300 солнечных дней в году из 365 или 366 возможных.

Салон автомобиля

На фото ниже версия люкс салон РАФ 977 для Интуристов. В большинстве же случаев на авто использовались недорогие отделочные материалы. Износостойкие, особенно для версий под такси. Дело в том, что в таксопарки поступали авто с обычной отделкой с завода. Которой хватало от силы на год. Поэтому они своими силами ее перешивали на что-то покрепче — вроде кожзама. Завод этим займётся только на следующей модели.

Сиденье у входа в салон РАФ было складным. Перегородка с водителем отсутствовала. На ряде версий устанавливали столик для перекуса в пути. Или для развертывания какого-то оборудования. Вроде средств связи. Или для заполнения протоколов инспекторами для нарушителей ПДД. А также  раскладывали документы для работы (передвижной штаб соревнований или пожаротушения).

Вентиляция салон РАФ была весьма неплохой. Особенно на ходу. Можно было открыть много форточек. На ряде версий были люки в крыше. По бокам были кожаные ручки, чтобы держаться в поворотах.

В горах данные автомобили, как правило, не использовались из-за слабых тормозов. В целом отделка салона была вполне приятной и практичной в эксплуатации.

Сзади оставался багажник для вещей, сбоку справа вертикально стояла запаска.

Изменения в новой модели

Люки в крыше для упрощения и упрочнения конструкции ставить в салон РАФ перестали. Двери, как мы говорили выше — стали шире. Сам салон стал просторнее. Боковые окна и форточки сделали большего размера. Что в целом улучшило проветриваемость салона.

Сиденья сделали иными по форме и внешнему виду. Материал уже шел с завода — дермантин (кожзам). Светильников в салон РАФ стало больше. Появились крючки для одежды. На полу стали стелить линолиум поверх фанеры. Пол стал меньше изнашиваться изнутри.

Великолепно улучшилась обзорность, она стала буквально панорамной. В результате водитель просто вертел головой вокруг себя, не особе пользуясь маленькими и слабо читаемыми зеркалами.

Посадка водителя в салон РАФ стала гораздо удобнее. Свободно помещался водитель ростом до 180 см. Беда была в горячем кожухе капота летом, зато зимой он отлично прогревал салон.

Удачное расположение кожуха мотора позволяло великолепно обслуживать его со всех сторон. УАЗ «Буханка» так не повезло, особенно головастикам. Там приходилось часть операций выполнять из салона. Или снимать кожух за кабиной, чтобы поменять ту же последнюю 4-ю свечу.

Панель приборов была собственного производства. Она ставилась только на РАФ. Приборы взяты от ГАЗ 24 Волга, но скомпонованы индивидуально. Первые панели были с приборами от грузовика ГАЗ 53. Об этом см на видео в конце статьи.

Особенно водителям нравилась рулевая. Не было никакого гидроусилителя. Машина отлично поворачивалась и разворачивалась где угодно.

расход топлива РАФ

Кожух внутри салон РАФ над двигателем служил отличным столиком для перекуса и складирования в пути мелких вещей. В ногах у пассажира работал неприкрытый вентилятор печки.

Торпедо выполнено из травмобезопасного пластика и закрыто со всех сторон. В салонное зеркало видно все что происходит сзади и на дороге за авто в том числе.

Конечно вызывало определенные сложности протереть столько много стекол. Но что не сделаешь ради великолепной обзорности на 360 градусов. Мало кто мог похвастать подобной панорамой.

На приборке также были часы, чтобы везде успевать по времени.

Полная самостоятельность

С 1992-го началась самостоятельная эра завода RAF. Комплектующие все также закупались у ГАЗа по внутренним ценам. А вот готовые авто Латвия продавала по международным ценам. Плюс наша пошлина за ввоз готового продукта, а не по меркам пошлины за автокомплекты для конечной сборки авто в России.

Все это вызвало отторжение данного авто в России. В итоге осенью 1994 года появится своя собственная Газель. Превзошедная РАФ по всем показателям. Более современная и функциональная на прочной раме.

расход топлива РАФ

Но об этом см подробнее по ссылке здесь: https://geelyemgrand.ru/gazel-istoriya-eyo-poyavleniya/.

Завод РАФ не унывал и сначала стал производить версии, что на фото выше. Вроде пикапа. Такие использовались на Олимпиаде-80 для сопровождения велогонок. И для перевозки в кузове запасных велосипедов.

Далее последовали модели для стран СНГ и Восточной Европы по заказу мелких предпринимателей. Они пользовались весьма неплохим спросом до конца 1990-х гг. Пока их не вытеснили более современные иномарки и та же вездесущая Газель. Сервис РАФ не существовал, чинили все сами, запчасти брали от Волги или УАЗа, что-то от Москвичей.

расход топлива РАФ

Сначала появились бортовые версии на полураме. Ее как у Форд Транзит приваривали к кабине. Получился прибалтийский головастик, как у УАЗа изначально. Весьма практичный вариант для не совсем чистых грузов, плюс с неприятными запахами при перевозке в салоне авто.

Такой вариант позволял перевозить грузы на европалетах. Арки крыльев не мешают. И много чего еще.

расход топлива РАФ

Отзывы владельцев РАФ представлены ниже.

Еще версии

Далее логично появился фургончик. Для грузов, боящихся воздействия влаги. Опять же защита от лишних глаз и возможных краж. Когда водителя нет рядом или по ночам, когда нет охраны.

Все это подсмотрели у европейских аналогичных авто. Которые начали производить гораздо раньше. Расход топлива РАФ заметно увеличился. И стал составлять уже порядка 18-20 л АИ-76 или АИ-80.

расход топлива РАФ

Были варианты для перевозки скоропортящихся продуктов со складов по магазинам по утрам. Перед их открытием для покупателей. Повторимся все эти модели появились в рыночные 1990-е. Ранее эти задачи выполняли грузовики ЗИЛ и ГАЗ.

В рыночные же времена на первый план вышла экономия затрат. С тем же холодильником над кабиной расход топлива РАФ увеличился на литр в час.

расход топлива РАФ

Закупать подобные авто из Европы было дорого. Газель шла с пошлиной. Поэтому максимально использовали задел от РАФ 2203. Делая на нем кучу надстроек. Включая офисы на колесах, дома на колесах и многое другое.

Были и магазины на колесах, см фото выше. Но при этом задние колеса всегда были односкатные. Их просто накачивали большим давлением. Задний мост от ГАЗ 24 Волга не позволял создавать большие нагрузки.

У тех же первых ГАЗелей стоял новый под нее специально созданный усиленный мост. Впоследствии его еще больше усилили.

Попытки сделать больше и лучше

У РАФ было свое мини КБ. К концу 1980-х еще при СССР они как и все автозаводы страны подготовили новую модель. Но развал Союза, обесценивание денег привели к большой инфляции и отсутствию средств для внедрения. Уже созданной новой машны, фото которой представлено ниже в первом ряду.

Аналогом также послужил Фольцваген Транспортер 4 поколения. Который уже был с двигателем спереди. У него же подсмотрели полукапотную компоновку. Это было новое требование по безопасности на дороге. Кузов стал с полноценным полом усиленный. RAF получил новую топедо с единой приборной панелью, считываемой одним взглядом.

Двигатель предполагался уже ЗМЗ 406 от новой ВОЛГИ ГАЗ 3105, которую выпустили малой серией и вернулись, как на РАФ, — к модернизации советского задела с ГАЗ 3102, 31029 и 3110. С этим мотором расход топлива РАФ должен был уменьшится в среднем до 10-12 л на 100 км пути с АИ-92. За счет увеличения мощности, а затем внедрения впрыска.

расход топлива РАФ

Отзывы владельцев РАФ представлены ниже.

Второй шанс

Вторая проработка появится позже. Она уже была по мотивам Тойоты без оглядки на ГАЗ и российские авто. Но к этому моменту спрос на уже производимые авто на базе РАФ 2203 стал почти нулевым.

Их даже перестали брать как основные покупатели — мелкие предприниматели. Так и госорганизации независимой Латвии. Изготовили всего 2 прототипа, что на фото выше и ниже.

Это были РАФ М1 и РАФ М2. Ими даже традиционно не заинтересовались медицинские организации. Как самой Латвии, так и прочих соседних государств.

Россия сделала ставку на Газель. Она была большего объема и грузоподъемности. За счет наличия рамы. Опять же у нее была полноприводная и длиннобазная версия.

Raf же, как видно по фото выше и ниже — остался для городов с моноприводом и несущим кузовом. Конечно, расход топлива РАФ при этом серьезно уменьшился до 10 л АИ-95 на 100 км пути.

Что же не так

За счет гораздо меньшего веса. Но реалии работы на скорой — требовали износостойкого кузова. Финансовые кризисы в мире с 1990-х гг следуют один за другим. Ремонтопригодность, простота и долговечность авто при дешевизне его обслуживания — выходят на первый план. По этому показателю Газель кладет всех своих конкурентов на лопатки.

Ибо обеспечение и снабжение даже в наше время — стали гораздо хуже. Просто замечательно, когда авто эксплуатируется за сущие копейки. На топливо всегда дадут. А на стоимости запчастей приходится экономить.

Отзывы владельцев

Игорь, г Пенза. работал на РАФ 2203 на скорой. Замечательная машина, уважаема в глазах окружающих. Мягко едет. В целом все просто и удобно. Зимой очень тепло. Обзор шикарный. Средний расход топлива РАФ составлял около 15 л по городу. Пробок тогда не было. Но с больными ездили на малой скорости. Сервис РАФ как таковой никогда не существовал, чинили сами, запчасти брали от Волги. А специфические детали — заказывали прямо с завода из Латвии.

Иван, Волгоградская область. У нас такой в стоматологии был. Как износился — я его выкупил 10-летний. На Газель средств не было. Снял все лишнее. Дома закрасил все, чтобы он был полностью белый. И возил на нем разное обеспечение для открытого мной кафе в конце 1990-х. Крепкие напитки, разные там чай, кофе, пирожные из города в райцентр. Средний расход топлива РАФ 2203 по трассе получался около 12 л на 100 км пути. Хорошая машина. Как разбогател — купил грузопассажирскую Газель.

Еще отзывы

Сергей, г Воронеж. В конце 90-х еще мало было Газелей в таксопарках города. И наше начальство активно скупало бу РАФы везде где только они попадались. Выживали как могли, расход топлива РАФ подходящий. Как у Волги, чуть больше около 15-16 л по городу по пробкам. И все запчасти РАФ в таксопарке от Волги. Удобно, ничего искать дополнительно не нужно. При этом вместо 4-х пассажиров в Волге — RAF перевозит до 11 пассажиров. Прибыль неплохо поднялась и в начале 2000-х мы смогли себе позволить закупить Газели. Сильно нас тогда РАФы 2203 выручили.

Константин, г Рязань. У нас такая долго в институте была. Продали буквально в 2010 году. Запчасти за копейки все от Волг подходят. Простой как булка. Все чинится в 2 руки в любом гараже. У нас его мало использовали. Так изредка куда-то съездить. В итоге потом себе его перед списанием купил. Подрабатывал извозом по вечерам. По объявлению в местной газете возил людей с деревень на поезд или по выходным в Москву. Случалось, что разную почту или студентов или родителей, передачи к ним в Москву и обратно. В общем, кормил он меня. Запчасти РАФ подходят от Волги. Расход топлива РАФ по межгород у меня получался около 13-14 л на 100 км пути.

И еще отзывы

Алексей, г Питер. Я его купил у Дома Культуры, подлатал и туристов вожу по выходным по городу. Как на ретро авто. Людям очень нравится, ностальгия. Часто предпочитают современным авто. А моя подружка экскурсии проводит. Я вожу, она рассказывает на обзорные темы по городу. Очень удобно, что все окна открываются. В солнечную погоду с ветерком. А в дождливую с панорамным обзором. Мягкий ход, содержание копейки. Средний расход топлива РАФ выходит около 15 л по центру города.

Степан, Одесса. Я на нем туристов катаю по историческим местам города. Крышу вырезал, можно стоя на ходу, пока ГАИ не видит. Люди просто счастливы когда видят мой Рафик. Отбоя нет от желающих прокатиться. Это приносит мне хорошую прибыль при малых затратах. Ностальгия по детству и юности дает мне больше желающих прокатиться, чем на современных авто. Средний расход бензина РАФ получается около 12 л. Я медленно езжу, на экономной скорости в районе 50-60 км\ч.

Всем удачи по жизни и на дорогах!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector