Расход топлива КАЗ 4540 Колхида. Уникальный автомобиль для сельского хозяйства от НАМИ

КАЗ-4540 Колхида — уникальный по своей задумке и реализации автомобиль, не имеющий аналогов в мире. Был создан для облегчения труда и повышения его автоматизации и производительности в сельском хозяйстве СССР.

Многие новшества в его конструкции появились впервые и серьезно облегчили повседневную работу в сельской местности. Основная характеристика КАЗ 4540 такова:

  • Компактный дизельный V-образный двигатель КАЗ 4540 (на 6 из 8 цилиндров от КАМАЗ-740).
  • 4 ступенчатая механическая КПП с делителем и понижающим редуктором для получения широкого диапазона скоростей от 2 до 80 км/ч. Для подбора крутящего момента при движении по бездорожью. И для движения под нагрузкой в подъемы.
  • Постоянный полный привод.
  • Гидроусилитель руля и подъема кабины.
  • Межосевая и задняя блокировка колес.
  • Односкатные колеса низкого давления на грунт одинаковой ширины колеи для повышения проходимости и сохранения в целости плодородного слоя земли.
  • Идеальная развесовка по осям благодаря переносу КПП и раздатки под центр шасси.
  • Полное управление кузовами автомобиля и прицепа не выходя из кабины с пульта справа от приборной панели в любую погоду.
  • Удобная кабина с большим количеством места внутри.
  • Идеальная компоновка: двигатель для улучшения проходимости вынесен перед передней осью, кабина аналогично. Для улучшения обзора и высвобождения места на раме для увеличения размера кузова под объемные грузы типа хлопка, сена или силоса. Плюс надставные борта.
  • Идеально работающие воздушные тормоза, а также использование компрессора для подкачки шин или продувки чего-либо. С автоматическим регулированием зазора между колодками и тормозным барабаном. Тормоза барабанного типа, закрытые от грязи и пыли, что увеличивало их срок службы.

Предпосылки его рождения

Родился автомобиль KAZ в НАМИ при решении задачи ускорения доставки урожая с поля на переработку и всего необходимого для снабжения рабочих бригад в поле — обратно. Можно смело сказать, что данный автомобиль стал первым специализированным именно для труда в сельском хозяйстве.

Причины тому климат, размеры самой большой страны в мире и большие расстояния от полей до мест переработки урожая. Далеко не каждая машина может в сезон дождей заехать в поле или выехать оттуда. Опять же в хорошую погоду необходимо довольно быстро вывозить огромное количество урожая. При этом при минимальных затратах в эксплуатации, не разбивая дороги и не портя почву в полях избыточным давлением шин на грунт.

В итоге в кооперации:

  • НАМИ (головной по проекту),
  • ЯМЗ — ответственный за двигатель,
  • Балашовское КБ — ответственный за кузов с 3-х сторонней разгрузкой и аналогичный прицеп.
  • Смежник из Болгарии — поставка отличного по характеристикам металла для кабин. От чего она почти не гнила и не теряла своего первоначального состояния с годами.

Удалось создан уникальный автомобиль. Повторимся, что аналогов ему до сих пор нет. В той же Европе расстояния маленькие и урожай с поля доставляют на тракторах. Для огромных российских расстояний это не подходит. Слишком медленно получается.

Предшественники и наследники

До КАЗ-4540 Колхида были там же в НАМИ созданы будущий ГАЗ-66, который попал на серийное производство в Нижний Новгород. И УРАЛ-375 (позже УРАЛ 4320), попавший на производство в г Миасс. Оба до сих пор производятся. В КБ Грачева на ЗИЛ родят полноприводный КАМАЗ 4310 и передадут на производство в Набережные Челны. Но ни один из них в полной мере не годился для работы в полях. Все они скорее годились для армейских задач, добывающей сферы (газовики, нефтяники и т п), лесной промышленности и прочих сфер.

В ГАЗ 66 трудно работать долгие часы каждый день, у него довольно маленькая и тесная кабина. Неудобное расположение рукоятки КПП.

УРАЛ 375, как и ЗИЛ 131 довольно прожорливые бензиновые.

УРАЛ 375 и КАМАЗ 4310 дорогие в производстве и цене для сельского потребителя.

Были еще специализированные массово используемые ГАЗ-САЗ и ЗИЛ 130 Сельхозник с 3-х сторонней разгрузкой. Но оба они были без переднего моста. Зато были дешевы в производстве. Потому до сих пор также массово используются, но только в хорошую погоду. Мягко говоря им не хватало хотя бы блокировки заднего моста. И даже она там так и не появится.

КАМАЗ Сельхозник был редкой птицей недешевой в производстве и скорее для работы на твердых дорогах.

Интересные особенности

Автомобиль был максимально облегчен с точки зрения металлоемкости. Все это делалось для того, чтобы перевозить как можно больше груза при допустимом давлении на асфальт сельских дорог до 6 тонн на ось. В итоге сама машина KAZ весила около 6 тонн и везла на себе не менее 6 тонн, итого 12 тонн. Но можно было грузить и больше. Плюс без проблем тянула за собой прицеп полной массой с собственным весом и грузом также в 12 тонн. Идеальная нагрузка для сельских дорог, не требующая потом их ремонта.

Опять же высокий дорожный просвет KAZ. Надставные борта, удачный мощный дизельный двигатель КАЗ 4540 с хорошей тягой на нижних оборотах. Все это способствовало удобству и комфорту выполнения работ в любую погоду. С прекращением выпуска авто — данный двигатель сняли с производства. Хотя он мог бы вполне пригодиться для ЗИЛов и 2-х осных КАМАЗов. Много куда еще, например, а автобусы.

Комфорт водителя также был на высоте по меркам того времени.

  • Облегченные усилия на руле, педалях и прочих органах управления.
  • В кабине все устроено максимально просто и эргономично, интуитивно понятно для использования с первого раза.
  • Все основные органы управления вынесены на панель справа от панели приборов.
  • Включение блокировок трансмиссии с кнопок.
  • Подъем кузовов в нужную сторону — аналогично с кнопок.
  • Кабина хорошо уплотнена от шумов, подпружинена от передачи дорожных вибраций и неровностей, с отопителем.
  • Имеется место под магнитолу и вентилятор обдува в жару.
  • Удобное место между сиденьями для приема пищи или взятия вещей с собой.
  • Сверху над кабиной фара — для освещения кузовов при загрузке — разгрузки кузовов.

КАЗ-4540 Колхида

Великолепен в своей стихии

Мотор KAZ отлично тянул с запасом мощности в любые горки и подъемы, коих довольно много в горах. В холмистой местности, в изрезанной балками местности в степи. Опять же запас мощности при буксовании по раскисшей дороге. Двигатель обладал мощностью в 160 л с, атмосферный, без турбины. Началось производство авто в 1984 году.

По паспорту расход топлива по шоссе с прицепом был в 25 л на 100 км пути. И доходил до 50 л на 100 км пути по полному бездорожью с максимальной нагрузкой. При емкости бака в 250 литров дизельного топлива. Этого вполне хватало для дневной смены одного водителя. При уборке в страду — когда нужно быстро и круглосуточно трудиться, за сутки менялось до трех водителей, автомобиль оперативно заправлялся и снова в работу.

Использовали автомобиль KAZ в основном в летнюю пору. Поэтому ресурса в 200 000 км вполне хватало. Потом, собственно, в зимнее время проводили капремонт автомобиля и снова в работу весной. Но все пошло не так, как задумывали.

Автомобиль у НАМИ вначале 1980-х гг получился великолепный! За что был отмечен множеством внутренних и международных наград. Но когда стали искать завод для его серийного производства получилось то, чего никто не ожидал.

Сначала автомобиль предложили мастодонтам отрасли: ЗИЛ, ГАЗ, КАМАЗ, УРАЛ. Но все они были слишком заняты производством уже имеющихся моделей. Опять же каждый из них прорабатывал свою собственную перспективную модель. Поэтому чужеродный автомобиль никому из них был не нужен. Учитывая необходимость серьезной перестройки конвейера под его производство.

КАЗ-4540 Колхида

КАЗ 4540 самосвал — стал основной моделью выпуска. Поскольку их и так выпускали мало, то разбирали как пирожки, прочие модели в общем-то были и не нужны. Они имелись от других производителей грузовиков.

Планы и несбывшиеся надежды

Единственным согласившимся заводом стал — филиал ЗИЛ в Грузии, завод КАЗ (Кутаисский автомобильный завод). Производивший грузовики на базе агрегатов ЗИЛ 130 не самого лучшего качества. Нареканий на них было очень много. По возможности от них старались все отказываться и их буквально навязывали к покупке по ГосПлану. У большинства автоколонн КАЗы предыдущих выпусков стояли у забора и использовались как авто для проштрафившихся водителей. Чтобы разок поездил и больше не хулиганил. Посчитал за счастье вернуться за руль своего прежнего какого угодно грузовика, но не КАЗа на базе агрегатов ЗИЛ 130.

Внизу на фото представлен интерьер кабины КАЗ-4540 Колхида. Все просто, функционально и понятно.

Предполагалось выпускать по 20 000 автомобилей KAZ в год. В итоге ежегодный выпуск составил порядка 5 000 автомобилей в год. Сказались слабые мощности завода. Поэтому их так мало попало к потребителям. Серьезно нарастить выпуск удалось лишь к 1991 году. Но уже через год СССР распался. А дальше началось самое страшное для будущего КАЗ-4540 Колхида.

Нарушилась прежняя кооперация поставщиков. Сама Грузия оказалась заграницей. Цены на комплектующие выросли. Но автомобиль производили малыми партиями до 2001 года, пока завод не стал банкротом. Вследствие того, что основными потребителями были Россия и Украина. Внутренние потребности Грузии были слишком малы, чтобы окупить затраты завода на их производство.

 

КАЗ-4540 Колхида

За пределами Грузии KAZ продавался с пошлинами, поэтому проигрывал конкуренцию в ценах с прежними массовыми ГАЗ-САЗ-53 и ЗИЛ 130 Сельхозник. Правда выигрывал в цене у КАМАЗов, УРАЛов, КРАЗов и МАЗов.

Часть КАЗ-4540 Колхида в конце выпуска уже производили со спальниками, в виде бортовых машин. А также трехосные варианты, но с формулой 6 на 4. То есть задняя тележка служила только для уменьшения давления на грунт. Плюс удлинили кузов. См фото KAZ выше и ниже.

На фото ниже прекрасно видно, на выставке, что кабина КАЗ-4540 Колхида даже больше, чем у КАМАЗА, особенно по пространству над головой.

Экономические реалии 1990-х

Не помогли КАЗ-4540 Колхида выжить и особенности унификации ее конструкции с другими серийными грузовиками:

  • Урезанный на 2 цилиндра мотор от КАМАЗа (двигатель КАЗ 4540).
  • Рулевое управление и гидроподъемник кабины от МАЗа.
  • Доработанные, но свои уникальные мосты от ГАЗ 66 (предыдущая аналогичная разработка НАМИ).
  • Тормозная система от КАМАЗа и многие другие мелкие узлы и детали.

КАЗ-4540 Колхида

Экономические реалии разделения некогда единой отлаженной экономики единого СССР дали трещины. Цены пошли вверх и грузовик по своей рыночной цене стал для многих желающих недосягаемой мечтой.

В 2000-х гг подвиг создания аналогичной машины также со всевозможными правильными расчетами и подходами от различных НИИ — повторили на заводе УРАЛ. Но вышло фиаско. Машина получилась аналогичной классной, но дорогой в цене.

Мягко говоря возникал вопрос, а почему было просто не взять из архивов московского НАМИ документацию на не устаревшую от времени конструкцию КАЗ-4540 Колхида и просто поставить готовое на производство? Зачем-то взялись творить заново всем известный велосипед. Грузовик КАЗ 4540 — уникален и проверен временем сам по себе. Не нужно было тратить время на что-то иное, надо было просто возобновить производство и подшлифовать — доработать уже в процессе.

Тем более что перепроектировать нужно было только кабину или взять готовую от Газона, что в итоге и сделали на той новой машине. Для понимания — любая кабина при ее создании каждый раз проходит обновляемые тесты на безопасность. И это очень дорого! Сколько-то машин с разных сторон в разных условиях разбивают в хлам, фиксируя ее возможности при авариях. Поэтому большинство предпочитает кабины не менять десятилетиями или брать готовые в производство по лицензии от других производителей.

КАЗ-4540 Колхида

Метр над пропастью или грузин на балконе — так шутливо говорили о КАЗ-4540 Колхида. Эта передовая по тем временам машина раскрывала все свои возможности только в руках грамотных и ответственных водителей. Прочие искали оправдания своей безграмотности и нежеланию осваивать передовую технику.

КАЗ 4540 отзывы

Олег, Волгоградская область. Мне в начале 1990-х совершенно неожиданно досталась эта машина как водителю со стажем. Работал я тогда в автоколонне по транспортировке сельхозгрузов. Кого-то из нас посылали в поля. А других на перевозку с переработки на хранилища вроде элеватора или из райцентра в Волгоград. В общем работы хватало. КАЗ-4540 Колхида была машина редкая. Выделяли их через Агроснаб одну на район. Поначалу все с ней было необычно. Вроде многое от КАМАЗа, а вроде что-то свое. С одной стороны часть запчастей выдавали без проблем, а другие месяцами ждали и только с завода из Грузии. Если встал на ремонт или ожидание — то голый оклад без премий за простой. За это их невзлюбили. Тот же ГАЗ, ЗИЛ или КАМАЗ можно было за ночь или пару дней быстро починить и снова на заработки.

Благо у нас машин был избыток. Уже тогда водители бежали в города за большей зарплатой. Поэтому пока моя Колхида чинилась механиками или стояла в ожидании — я работал на аналогичном, но заднеприводном ЗИЛ 130 Сельхозник с прицепом. Со временем я прям полюбил этот КАЗ. Но его через 5 лет списали из-за отсутствия его уникальных запчастей. Поставили к забору и забросили. Классная машинка без должного снабжения. Я на ней успевал за полсмены сделать то, что на ЗИЛ 130 возил весь день. В итоге пока исправна была — двойную премию зарабатывал. Расход топлива КАЗ 4540 у меня был в среднем 30 л на 100 км пути в сухую погоду с прицепом и грузом. И до 35-37 л по раскисшим дорогам. И пока я работал в сырых полях, другие туда въехать или выехать сами не могли. А трактором их долго оттуда вытаскивали. Очень жаль, что машинку перестали выпускать.

КАЗ-4540 Колхида

Еще отзыв

Кирилл, Сумская область. У нас таких несколько было. Мы прям жребий тянули кому они достанутся. С запчастями проблем не было вплоть до конца их выпуска в 2001 году.  Украина и Грузия дружили, поэтому нам прямо с завода поставляли все что нужно, а мы им часть урожая. Накатывали мы на них и по 2 — 3 капремонта до 600 — 700 000 км. Очень удачная машина в руках любителя техники. Жаль, что их перестали выпускать. По стоимости содержания ни одна из выпускаемых машин с ней не сравнится. Все в этой машине удобно, разумно и экономично. Максимально простая и быстро ремонтируемая, если есть нужные детали.

Чинится хорошим механиком довольно быстро. Возит больше чем весит раза в 1,5 больше, чем положено. Работает в любую погоду, везде проедет. Ничего подобного сейчас не выпускают. В итоге КАМАЗы, МАЗы или КРАЗы долго и муторно таскаем в поля и с полей под дождями медленно тракторами. Ну а на асфальте догоняем упущенное время. У безруких водителей и плохих руководителей они стояли у забора. А у хороших хозяев постоянно и бережно использовались Расход топлива КАЗ 4540 составлял около 25 л пустым с прицепом. До 30 л в сухую погоду с полной нагрузкой. До 40 л в распутицу, когда приходилось буксовать в поле и с поля. Приятные воспоминания, мы с удовольствием ими пользовались до полного исчерпания ресурса. Вот бы возобновить производство КАЗ-4540 Колхида снова с современными узлами. Идея этого автомобиля от НАМИ — просто великолепна!

Заключение

История не знает сослагательного наклонения — то есть возврата назад в прошлое. Замечательный автомобиль канул в небытие. Остались лишь ранее изготовленные экземпляры. Сейчас они стали весьма цениться как уникальные автомобили малой серии — раритет. КАЗ 4540 купить в различном состоянии можно через Авито или Auto.ru. Кто-то их выкладывает уже как наследство или запчасти от них. Чего-то есть прямо из Грузии. А кто-то продает не имея возможности их восстановить — в хорошие руки. Так что при желании их найти вполне можно.

Купить КАЗ 4540 в России можно и не только, есть они и по республикам — ныне странам СНГ. Если поискать — то все найдется.

Дополнительные подробности о данном замечательном автомобиле KAZ вы можете посмотреть здесь: https://geelyemgrand.ru/kaz-4540-avtomobil-ne-uspevshij-raskryt-svoi-vozmozhnosti/

Всем удачи по жизни и на дорогах!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector